Методические указания к изучению дисциплины «Методика исследований в социальной работе» (Содержание тем лекционных, семинарских и практических занятий. Вопросы к зачету), страница 8

2.  Основы социальной работы / под ред. П. Д. Павленок. – М.: Инфра-М, 2004.

3.  Свенцицкий, А. Л. Социальная психология: учебник / А. Л. Свенцицкий. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.

4.  Теория социальной работы: учебник / под ред. Е. И. Холостовой. – М.: Юристъ, 1998.

5.  Технология социальной работы: учебник / под ред. А. А. Чернецкой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

6.  Технология социальной работы: учебное пособие / под ред.

И. Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.

7.  Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. – М.: Наука, 1987.

Тема 7. Измерение в научном исследовании в социальной работе. Основные понятия математической статистики

Количественные и качественные признаки. Формализация  качественных признаков. Абсолютные и относительные величины. Способы измерения и основные операции, с помощью которых производится измерение. Типы шкал: номинальная, ординальная,  интервальная, пропорциональная. 

Понятие генеральной и выборочной совокупностей. Основные характеристики этих статистических совокупностей. Способы организации выборок. Рондомизация. Виды и характеристики распределения случайных величин. Меры достоверности. Степени свободы. Понятие статистической гипотезы.  Нулевая и альтернативная гипотезы. Параметрические и непараметрические критерии – область применения. Основные компьютерные программы статистической обработки данных психологического и социологического исследований.

Семинар 5

Темы докладов, вопросы для обсуждения:

1.  Количественные и качественные признаки. Абсолютные и относительные величины.

2.  Способы измерения и основные операции, с помощью которых производится измерение. Типы шкал.

3.  Понятие генеральной и выборочной совокупностей. Характеристики статистических совокупностей.

4.  Способы организации выборок. Рандомизация.

5.  Виды и характеристики распределения случайных величин.

6.  Понятие статистической гипотезы.

7.  Параметрические и непараметрические методы статистика.

Литература

1.  Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. – М.: КДУ, 2006.

2.  Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии /

Дж. Гласс, Дж. Стенли. – М.: Прогресс, 1976.

3.  Ивантер, Э В., Коросов, А. В. Основы биометрии: Введение в статистический анализ биологических процессов и явлений. – Петрозаводск: ПГУ, 1992.

4.  Кокрен, У. Методы выборочного обследования / У. Кокрен – М.: Статистика, 1976.

5.  Общая теория статистики: учебное пособие /под ред. А. Я. Боярского. – М.: изд-во МГУ, 1977.

6.  Сепетлиев, Д. Статистические методы в научных исследованиях /

Д. Сепетлиев. – М.: Медицина, 1966. 

Тема 8. Выявление различий в уровне исследуемого признака

Параметрический критерий t Стьюдента для сравнения результатов количественного измерения: назначение критерия, его описание, область применения, алгоритм применения  для независимых и зависимых выборок. Непараметрические критерии. Критерий Вилкоксона для связанных выборок и Вилкоксона-Манна–Уитни – для несвязанных выборок. Назначение критерия, область и алгоритм применения. Критерий знаков. Критерий Фишера (F) для оценки различий в вариабельности величин в разных совокупностях или при динамическом наблюдении одной совокупности.

Практическое занятие 5

Выполнение индивидуальных заданий, предложенных преподавателем,  с целью получить практические навыки и овладеть методами статистического анализа с использованием методов Стьюдента, Вилкоксона и Вилкоксона-Манна-Уитни, критерия знаков для сравнения средних величин показателей.

Литература

1.  Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования / И. Ф. Девятко. – М.: КДУ, 2006.

2.  Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии /

Дж. Гласс, Дж. Стенли. – М.: Прогресс, 1976.