Методические указания к изучению дисциплины «Методика исследований в социальной работе» (Содержание тем лекционных, семинарских и практических занятий. Вопросы к зачету), страница 5

Примечание. 7-й семестр – экзамен, 7-й семестр – контрольная работа

Содержание тем лекционных, семинарских

и практических занятий

Тема 1. История и особенности науки как социального института. Основные понятия науки.

История развития науки. Роль науки в прогрессе человечества. Мировоззренческая методология науки. Состав, предмет, цель, задачи науки. Дифференциация и интеграция разных наук. Появление и совершенствование методов научных исследований. Особенности социологической и психологической науки. Роль математики в развитии науки. 

Основные понятия науки. Виды и типы научных исследований, проблем, теорий, гипотез, методов исследования. Этапы постановки научных проблем. Классификация научных исследований. Формы и компоненты теорий. Виды гипотез и правила их формулирования.

Методология науки. Эволюция научного знания – формирование, конкуренция и смена парадигм (концепция Куна).

Семинар 1

Темы докладов, вопросы для обсуждения:

1.  История развития науки – период Возрождения, период дифференциации наук (XVIII–XIX в.), современный период (XX–XXI вв.).

2.  Состав, предмет, цель, задачи науки. Дифференциация и интеграция разных наук.

3.  Появление и совершенствование методов научных исследований.

4.  Основные понятия науки.

5.  Классификация научных исследований по принципу фиксации цели. Формы и компоненты теорий.

6.  Виды гипотез и правила их формулирования.

7.  Формирование, конкуренция и смена парадигм (концепция Куна).

Литература

1.  Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования /

И. Ф. Девятко. – М.: КДУ, 2006.

2.  Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учебник /

В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2005.

3.  Как провести социологическое исследование / под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. – М.: Политиздат, 1990.

4.  Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. – М.: Наука, 1987

Тема 2. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы

Выбор и постановка проблемы, обоснование темы научного исследования. Программа научного исследования. Формулирование цели, задач, предмета и объекта исследований. Понятийный аппарат исследования. Понятие переменных в социологическом и психологическом исследованиях. Виды переменных. Понятие валидности. Угрозы валидности правильному научному выводу. Понятие надежности.

Особенности организации научного исследования: определение выборки, методов и методик исследования, методов статистической обработки данных и др. Сущность этапов проведения исследования: подготовительный; сбора эмпирического материала; статистической обработки; интерпретации данных. Понятие о разведывательном, эмпирическом и теоретическом исследованиях. Виды литературных источников. Критический анализ литературы.

Семинар 2

Темы докладов, вопросы для обсуждения:

1.  Выбор и постановка проблемы.

2.  Обоснование темы научного исследования. Программа научного исследования.

3.  Формулирование цели, задач, предмета и объекта исследований. Понятийный аппарат исследования.

4.  Понятие переменных в социологическом и психологическом исследованиях. Виды переменных.

5.  Понятие валидности. Угрозы валидности правильному научному выводу. Понятие надежности.

6.  Особенности организации научного исследования: определение выборки, методов и методик исследования, методов статистической обработки данных и др.

7.  Сущность этапов проведения исследования: подготовительный этап, сбора данных, их обработки и  интерпретации.

8.  Виды литературных источников. Критический анализ литературы

Практическое занятие 1

Выполнение группами по 3-4 человека заданий по составлению программы и плана научного исследования по предложенной или выбранной студентами тематике. Общее обсуждение результатов

Литература

1.  Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования /