Примечание. 7-й семестр – экзамен, 7-й семестр – контрольная работа
Содержание тем лекционных, семинарских
и практических занятий
Тема 1. История и особенности науки как социального института. Основные понятия науки.
История развития науки. Роль науки в прогрессе человечества. Мировоззренческая методология науки. Состав, предмет, цель, задачи науки. Дифференциация и интеграция разных наук. Появление и совершенствование методов научных исследований. Особенности социологической и психологической науки. Роль математики в развитии науки.
Основные понятия науки. Виды и типы научных исследований, проблем, теорий, гипотез, методов исследования. Этапы постановки научных проблем. Классификация научных исследований. Формы и компоненты теорий. Виды гипотез и правила их формулирования.
Методология науки. Эволюция научного знания – формирование, конкуренция и смена парадигм (концепция Куна).
Темы докладов, вопросы для обсуждения:
1. История развития науки – период Возрождения, период дифференциации наук (XVIII–XIX в.), современный период (XX–XXI вв.).
2. Состав, предмет, цель, задачи науки. Дифференциация и интеграция разных наук.
3. Появление и совершенствование методов научных исследований.
4. Основные понятия науки.
5. Классификация научных исследований по принципу фиксации цели. Формы и компоненты теорий.
6. Виды гипотез и правила их формулирования.
7. Формирование, конкуренция и смена парадигм (концепция Куна).
1. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования /
И. Ф. Девятко. – М.: КДУ, 2006.
2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учебник /
В. Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2005.
3. Как провести социологическое исследование / под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. – М.: Политиздат, 1990.
4. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В. А. Ядов. – М.: Наука, 1987
Тема 2. Методы планирования и организации исследований в области социальной работы
Выбор и постановка проблемы, обоснование темы научного исследования. Программа научного исследования. Формулирование цели, задач, предмета и объекта исследований. Понятийный аппарат исследования. Понятие переменных в социологическом и психологическом исследованиях. Виды переменных. Понятие валидности. Угрозы валидности правильному научному выводу. Понятие надежности.
Особенности организации научного исследования: определение выборки, методов и методик исследования, методов статистической обработки данных и др. Сущность этапов проведения исследования: подготовительный; сбора эмпирического материала; статистической обработки; интерпретации данных. Понятие о разведывательном, эмпирическом и теоретическом исследованиях. Виды литературных источников. Критический анализ литературы.
Темы докладов, вопросы для обсуждения:
1. Выбор и постановка проблемы.
2. Обоснование темы научного исследования. Программа научного исследования.
3. Формулирование цели, задач, предмета и объекта исследований. Понятийный аппарат исследования.
4. Понятие переменных в социологическом и психологическом исследованиях. Виды переменных.
5. Понятие валидности. Угрозы валидности правильному научному выводу. Понятие надежности.
6. Особенности организации научного исследования: определение выборки, методов и методик исследования, методов статистической обработки данных и др.
7. Сущность этапов проведения исследования: подготовительный этап, сбора данных, их обработки и интерпретации.
8. Виды литературных источников. Критический анализ литературы
Практическое занятие 1
Выполнение группами по 3-4 человека заданий по составлению программы и плана научного исследования по предложенной или выбранной студентами тематике. Общее обсуждение результатов
1. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования /
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.