Используя рассмотренные на предыдущих занятиях команды, можно предложить учащимся самостоятельно построить различные изображения и устроить своеобразный конкурс на лучший рисунок. Ребята могут составить программы для изображения роботов, животных, строений и т. п. При разборе первых рисунков желательно отметить этапы построения отдельных фрагментов, рассмотреть различные варианты программ.
Пример 1. На рис. 5, а построена пирамида из трех ярусов.
Программа построения имеет вид:
Построение первого (нижнего) яруса: Точка 4, 0 á4; à5; â4
Построение второго (среднего) яруса: Точка 5, 4 á4; à3; â4
Построение третьего (верхнего) яруса: Точка 6, 8 á4; à; â4
Заметим, что порядок построения ярусов может быть иным, например можно начать строить пирамиду с верхнего яруса.
На рис. 5, б приведен другой контур пирамиды. В программе для ее изображения выделим построение левой и правой частей контура.
Левая часть:
Точка 4, 0Первый ярус
á4; à
á4; à Второй ярус
á4; à Третий ярус
Правая часть:
â 4 Третий ярус
à; â4 Второй ярус
à; â4 Первый ярус
Задание 1. На рис. 5, в изображен скворечник. Составьте программу его построения, выделив следующие фрагменты:
1. Стена. 2. Крыша. 3. Окошко. 4.Ступенька.
Пример. 2. Составим программу для построения изображения на рис. 6 (Прогулка с собачкой).
Задание 2.Продолжите работу над рисунком «Прогулка с собачкой». Кроме человечка с собачкой, на рисунке изобразите деревцо, конуру и что-нибудь еще. Составьте соответствующие программы. Можете дать иное схематичное изображение человечка и собачки и написать другие программы.
Пример 3. Составим программу для написания слова мир (рис. 7).
Задание 3. Составьте программу для написания печатными буквами слова СССР.
Пример 4. Составим программу для рисования елочки, основание которой находится в точке (8, 0), см. рис. 8.
Если мы захотим нарисовать другую елочку той же конфигурации, нам надо указать, где находится начальная точка построения и далее выполнить те же команды.
Задание 4. Составьте программу для построения елочки (той же конфигурации, что и в примере 4), основание которой находится в точке (24, 2). Что надо изменить в.программе, чтобы построить такую же елочку, с основанием в точке (40, 4)?
Легко заметить, что при построении таких елочек можно воспользоваться ранее составленной программой, изменяя лишь расположение начальной точки построения (в данном случае основание ёлочки). Несколько сложнее изменять программы, в которых имеются несколько команд установки точек и проведения линий. Тем не менее иногда проще -видоизменить программу (заменить координаты отдельных точек), чем составлять ее заново. Использование готовой программы позволяет упростить работу, по крайней мере, нет необходимости подбирать пропорцию и взаимное расположение элементов рисунка.
Задание 5. Составьте программу для построения изображения «Прогулка с собачкой», приведенного на рис. 6, расположив изображение в другой части экрана (прямоугольной сетки), например, начиная с точки (30, 10). Оцените трудоемкость работы (составления новой программы или видоизменения рассмотренной ранее программы с учетом иного размещения рисунка на экране).
В зависимости от интереса к работе по программированию; рисунков на воображаемом экране возможно проведение нескольких занятий, на которых более углубленно изучить отдельные элементы информатики. Здесь лишь отметим направления такой работы без детального разбора примеров и конкретных заданий.
Примеры работ учащихся приведены на рис. 9—10.
1. Управление движением точки и квадратика.
Здесь рассматриваются программы с командами управления движением точки и квадратика. Комбинированное использование светящихся точек и квадратиков (соответственно линий и полосок от их движения) позволяет рассматривать более интересные сюжеты и рисунки.
Напомним, что для управления движением квадратика используются команды:
Квадрат A, B; á M; â М; ßМ; àМ
С помощью таких команд осуществляется установка квадратика в нужном месте экрана (с координатами А и В) иего смещение в указанном - направлении на М клеточек.
Аналогичные команды используются для установки и движения точки. В случае точек, кроме горизонтальных, и вертикальных стрелок, используются наклонные стрелки для указания направлений движения по диагоналям клеток прямоугольной сетки.
2. Использование новых, команд.
Значительное расширение тематики рассматриваемых рисунков» возможно ,за счет введения команд проведения окружности и дуги. Для -проведения окружности обычно указывают координаты ее центра и радиус, например окружность А, В, Р. Если окружность требуется провести с центром последнего месторасположения светящейся точки, то достаточно указать лишь одно число — размер «радиуса, т. e. окружность Р.. Возможно использование сокращений в записи слов в командах и некоторые видоизменения команд. Так, вместо слова линия иногда используется слово отрезок. Начало отрезка можно и не указывать, если он совпадает с. расположением светящейся точки.
Вместо стрелочек (вертикальных и горизонтальных) в некоторых случаях используются команды со словами вверх, вниз, влево, вправо. Стрелочкам часто отдается предпочтение, так как именно они изображены на клавиатуре пульта компьютера и используются для управления движения объектами. Для удобства пользуются сокращениями: ОКР, ОТР, ВН, ВВ, ВЛ, ВП, Т — точка и т. д.
3. Указатели начала, масштаба и цвета.
Введение указателей начала, масштаба и цвета позволяет широко использовать готовые программы для конструирования более сложных программ и соответствующих им рисунков. Для удобства работы с программами им дают названия (название располагается в строке перед первой командой программы). Так, например, программам построения елочки на рис. 4, а и 8 можно дать названия соответственно «Елочка 1 и Елочка 2»; программе для рис. 6 — название «Прогулка- с собачкой» и т. д. Если требуется какой-то рисунок расположить в другой части экрана прямоугольной сетки), то можно мысленно перенести начало прямоугольной сетки (левый нижний угол) в нужное место. Для этoгo надо указать координаты его расположения с помощью указателя «Начало». В .программе для рисунка 6 построение изображения собачки начиналось с команды Точка 2, .4. В последнем задании требовалось построение начать с точки (30, 10)./. Как видно из рисунка 6, построение повторится, если начало координатной сетки сместить в точку (28, 6), что на рисунке отмечено пунктиром.. Можно условиться, что такая работа выполнится, автоматически (компьютером» роботом, учеником), если обратиться к ранее созданной программе следующим образом:
Прогулка с собачкой
Начало 28, 5
Для увеличения или уменьшения размера рисунка можно воспользоваться масштабом. Так, указатель "Масштаб 1 : 2 означает уменьшение стандартной единицы длины в два раза, а масштаб 3 : 1 означает увеличение в три раза. Если такой указатель вызывает затруднения, то можно записать проще: уменьшить в 2 раза; увеличить в 3 раза.
Примеры указателя цвета: цвет зеленый, цвет синий.
Указатели отделяются друг от друга точкой с запятой, например:
Елочка 2
Начало 15, 12; Масштаб 1:2; цвет злн (на рис. 8 отмечено пунктиром).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.