движениям относятся профессиональные, молодёжные, творческие, оборонные и т.д. добровольные объединения граждан, способствующие развитию политической, социальной, трудовой активности и самодеятельности своих членов, удовлетворению и защите их многочисленных потребностей и интересов. Все они действуют в соответствии с закреплёнными в их Программах и Уставах целями, задачами, установками в рамках государственных законов. Конституция РФ, в частности, провозглашает возможность участия общественных объединений в управлении государственными и общественными делами, указывая при этом, что их решения не имеют обязующей силы для государственных органов и органов местного самоуправления, а также для граждан при выполнении ими служебных или производственных обязанностей.
Активным и самостоятельным элементом институциональной подсистемы политической системы общества являются средства массовой информации. К ним относятся предприятия, организации и учреждения, занимающиеся сбором, обработкой и распространением массовой информации по каналам печати, радио, телевидения, компьютерной сети (Интернет). Роль СМИ в современной политической жизни настолько велика, что их называют "четвёртой властью".
Идеологическая подсистема политической системы общества представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни общества. Данная подсистема функционирует на следующих уровнях:
· теоретический - политическая идеология (формы проявления: взгляды, принципы, лозунги, идеалы, концепции, теории);
· эмпирический - политическая психология (формы проявления: чувства, настроения, эмоции, мнения, традиции, предрассудки).
Структурно подсистема состоит из следующих компонентов.
1. Индивидуальные идеи и взгляды.
2. Классовые (групповые) воззрения.
3. Общечеловеческие (межклассовые, межгрупповые) представления.
Основу нормативной подсистемы составляют такие элементы, как законодательные нормативы, принципы, нравственные нормы, политические традиции, которые служат главным регулятором общественных отношений, обеспечивают нормальное функционирование не только государственных органов, но и общественных организаций, не вмешиваясь в сугубо внутреннюю деятельность последних. На их основе формируется политический режим. Кардинальные, базовые нормы и принципы определяются конституцией страны, законами, кодексами, а также подзаконными актами (постановлениями, решениями, инструкциями и т.д.).
Через политические принципы и нормы получают официальное признание определённые социальные интересы и политические устои. С другой стороны, через эти принципы и нормы властные структуры доводят до сведения общества свои цели, определяют желаемую модель поведения. Так происходит формирование политического сознания и поведения, соответствующего целям и задачам политической системы.
Вместе с тем, важно уяснить, что нормативная подсистема не сводится
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.