Природа, сущность, типы и функции государства как политического института. Правовое социальное государство: принципы и приоритеты

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Материалы

к лекции по теме № 8: «Государство как основной институт политической системы общества»

План лекции:

1. Природа, сущность, типы и функции государства как политического института.

2. Правовое  социальное государство: принципы и приоритеты.

Москва

Литература

1. Гоббс Т. левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского// Соч. В 2-х т. – М.: мысль , 1991, т. 2.

2. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть. – М.: Юкза, 2002.

3. Конституция Российской Федерации. -М.: Издание ЦИК РФ, 2003.

4. Колутаев С.А. Социальная власть и государство. – М.: ВУ, 2004.

5. Коржихина Т.П., Семин А.С. Правовое государство: концепции и реальность. – М.,1995.

6. Ленин В.И. О государстве// Полн. собр. соч., т. 39.

7. Платон. Государство. Законы. Политика. – М., 1997.

8. Романенко В.Б. Государство в политической системе российского общества. – М., 2005.


Введение

Государство, возникшее многие тысячелетия назад, является уникальным социальным феноменом. С момента своего возникновения, на протяжении всей истории человеческой цивилизации, государство, как основной институт регулирования общественных отношений, оказывает решающее воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, обеспечивает его выживание и поступательное развитие. Государство стало объективно необходимой организацией в проведении как внутренней, так и внешней политики. В современных условиях межгосударственные связи и взаимоотношения составляют основу международных отношений, определяющих мировой политический порядок.

Государство является центральным институтом политической системы общества, главным субъектом политики. Его природа и сущность сложны и многомерны, что обусловливает внимание к проблемам государства различных социально-гуманитарных наук. В широком смысле государство понимается как страна, население которой проживает на определенной территории и объединено в сообщество. В узком же, используемом политическими науками смысле, государство рассматривается как основной институт политического управления обществом, система органов власти, интегрирующая и реализующая политико-властные полномочия в стране.

1.  Природа, сущность, типы и функции государства

как политического института

Сегодня в мире насчитывается более двухсот государств и государственных образований. Их возникновение и функционирование, появление и отмирание, является закономерным результатом развития общественных отношений, поиска людей оптимальной формы совместного существования. В истории общественной мысли складывались различные подходы к определению и характеристике государства. Так, Аристотель видел в государстве сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон определял государство, как союз людей объединенных общими началами права и общей пользы. Т. Гоббс назвал государство природным (естественным) телом. И. Кант считал, что государство – это объединение людей подчиненных правовым законам. Г. Гегель говорил о государстве как о «шествии бога в мире». В последующем эти подходы углублялись, становились все более емкими и точными.

Современные социально-гуманитарные науки объясняют и раскрывают природу и сущность государства, его генезис и эволюцию, на основе ряда концепций и теорий: теологической, патриархальной, договорной, «насилия» или «захвата», социально-экономической, органической и психологической.

В теологической теории государство рассматривается как священный и неприкосновенный институт, дарованный человечеству богом для организации совместной жизни людей. В ней находит отражение теократическое содержание и характер деятельности государств Античности и эпохи Средневековья. Теократические элементы государственного властвования сохранились и в функционировании некоторых современных государств.

Патриархальная теория характеризует государство как своеобразное продолжение отцовской, опекунской власти в семье, старейшины в роду или племени, осуществляемой в целях общей пользы и блага. Наиболее полное выражение эта идея нашла в работе английского мыслителя

Похожие материалы

Информация о работе