Морфемно-словообразовательный уровень текстообразования (Практическое занятие)

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Практическое занятие №5

Морфемно-словообразовательный уровень текстообразования

1. Существует так называемый «Бестолковый словарь», авторы которого играют ложными морфемами. Учитывая ложную морфему, постарайтесь дать соответствующее толкование следующим словам: брешь, главбух, жрец, договор, папье-маше, соперник, сорвал, аф(ф)риката, гимназия, котлета, байка, трепач, табуретка, тополь.

Чем квазиморфемы отличаются от слов-омонимов: Атаман всегда в баню ходил со своей шайкой.

2. Найдите окказионализмы, поясните, как они образованы, определите основания их создания, их роль в общем содержании текста.

1. Смахнувши слезы рукавом, взревел усатый нянь (о Милюкове);

…Знай любой ребенок, вырастет из сына свин, если сын свиненок;

От Краснодара до самого Баку ехал с нами в поезде большой престарелый обезьян (из произведений и писем В. Маяковского);

2.  Как бы не явился сегодняшний Плутарх,

 Но ко мне явился  Поэтарх (А. Вознесенский);

3. Мы увидели, как недалеко от берега плескался старый жирный русал (Ю. Нагибин);

4. Твоею кистью я отмечен –

   Спасибо, рыцарь красоты,

   За то, что изувековечил

   Мои небесные черты! (М. Светлов)

3. Какими словообразовательными моделями играет автор?

В санатории ветеранов сцены собрались устроить капустник. Ввиду отсутствия капусты, дирекция санатория устроила для ветеранов таблетник (З. Блок, ЛГ. 2000).

4. Определите характер отношения говорящего при употреблении деминутивов.

А. –Защитничек нашелся: много вас таких!;

   _Ого, туманчик-то…(В, Распутин);

   - Пойдем сейчас в шахматишки сыграем (В. Шукшин);

   С виду такой тихонький, говорит деликатно: «Одолжите ножичка починить перышко», - а сам очистит так, что только одну рубашку оставит на просителе (Н.В. Гоголь);

  - Лежал я тогда…лежал пьяненький (Ф.М. Достоевский);

(Воланд сообщает Берлиозу, что комсомолка отрежет ему голову И.Ф.).

– Гм… - промычал раздраженный шуточкой Берлиоз, - ну это, извините, мало вероятно (М. Булгаков);

 - Хорошо, миленький, не беспокойтесь. Справочка будет завтра. Заходите после обеда (разг. Речь);

…Нахальной дряни торжество и подленькую месть (Н.А. Некрасов).

5. Выпишите из стихотворения И.Северянина все индивидуально-авторские неологизмы, определите особенности их словообразования, степень их окказиональности. При помощи толкового словаря  выявите значение заглавия (эксцессерка  <--- эксцесс). Какие текстообразующие ассоциативные ряды можно связать с заглавием, и насколько само название стихотворения предопределяет большое количество авторских новообразований? Отметьте семантические окказионализмы.                                        Эксцессерка

Ты пришла в шоколадной шатлетке.                                     Ты взглянула утонченно-пьяно,

Подняла золотую вуаль                                                           Прищемляя мне сердце зрачком…

И смотря на паркетные клетки,                                           И вонзила стрелу, как Диана,

Положила боа на рояль.                                                          Отточив острие язычком..

Ты затихла на палевом кресле,                                             И поплыл я, вздыхая сигару,

Каблучком молоточа паркет…                                            Ткя седой и качелящий тюль, -

Отчего-то шепнула: «А если?»                                            Погрузился в твою Ниагару,

И лицо окунула в букет.                                                         Сенокося твой спелый июль.

                                               У окна альпорозы в корзине

                                               Чуть вздохнули – их вздох витьеват

                                               Я не видел кузины в кузине,

                                              И едва ли я в том виноват…

6. Подберите к сложным словам из шуточного стихотворения В. Иванова одноструктурные слова, которые пояснили бы значение авторских неологизмов. Определите способ образования.      

                                                                               Пустота

Семеро в отделе – все при деле!                                                         Пустотес – заострял вопрос,

 Пустомол - наполнял котел,                                                             Пустомол – наполнял котел,

Пустовед - поправлял берет.                                                             Пустовар – нагонял жар.

Пустодел – горделиво глядел,                                                            Пусточет – вел всему учет…                              Пустолей – призывал: «Быстрей!»К нему дым густой – в котел пустой!                           

7. Выявите индивидуально-авторские новообразования в отрывках из писем А.П. Чехова. Определите способ образования, предполагаемые цели использования.   

Я люблю всевозможные гульбища.., сопряженные с плясками, с танцами, с винопийством;  У меня болезнь: автобиографофобия;   Нет ли чего нового из области мечтаний бессмысленных и благомысленных?  Это очень милые человечицы, с ними весело, но они редко приезжают из Алупки;

Можете судить, как человеку, посвященному в тайны эскулапии, приятно читать об этих результатах.

Похожие материалы

Информация о работе