Практическое занятие №5
Морфемно-словообразовательный уровень текстообразования
1. Существует так называемый «Бестолковый словарь», авторы которого играют ложными морфемами. Учитывая ложную морфему, постарайтесь дать соответствующее толкование следующим словам: брешь, главбух, жрец, договор, папье-маше, соперник, сорвал, аф(ф)риката, гимназия, котлета, байка, трепач, табуретка, тополь.
Чем квазиморфемы отличаются от слов-омонимов: Атаман всегда в баню ходил со своей шайкой.
2. Найдите окказионализмы, поясните, как они образованы, определите основания их создания, их роль в общем содержании текста.
1. Смахнувши слезы рукавом, взревел усатый нянь (о Милюкове);
…Знай любой ребенок, вырастет из сына свин, если сын свиненок;
От Краснодара до самого Баку ехал с нами в поезде большой престарелый обезьян (из произведений и писем В. Маяковского);
2. Как бы не явился сегодняшний Плутарх,
Но ко мне явился Поэтарх (А. Вознесенский);
3. Мы увидели, как недалеко от берега плескался старый жирный русал (Ю. Нагибин);
4. Твоею кистью я отмечен –
Спасибо, рыцарь красоты,
За то, что изувековечил
Мои небесные черты! (М. Светлов)
3. Какими словообразовательными моделями играет автор?
В санатории ветеранов сцены собрались устроить капустник. Ввиду отсутствия капусты, дирекция санатория устроила для ветеранов таблетник (З. Блок, ЛГ. 2000).
4. Определите характер отношения говорящего при употреблении деминутивов.
А. –Защитничек нашелся: много вас таких!;
_Ого, туманчик-то…(В, Распутин);
- Пойдем сейчас в шахматишки сыграем (В. Шукшин);
С виду такой тихонький, говорит деликатно: «Одолжите ножичка починить перышко», - а сам очистит так, что только одну рубашку оставит на просителе (Н.В. Гоголь);
- Лежал я тогда…лежал пьяненький (Ф.М. Достоевский);
(Воланд сообщает Берлиозу, что комсомолка отрежет ему голову И.Ф.).
– Гм… - промычал раздраженный шуточкой Берлиоз, - ну это, извините, мало вероятно (М. Булгаков);
- Хорошо, миленький, не беспокойтесь. Справочка будет завтра. Заходите после обеда (разг. Речь);
…Нахальной дряни торжество и подленькую месть (Н.А. Некрасов).
5. Выпишите из стихотворения И.Северянина все индивидуально-авторские неологизмы, определите особенности их словообразования, степень их окказиональности. При помощи толкового словаря выявите значение заглавия (эксцессерка <--- эксцесс). Какие текстообразующие ассоциативные ряды можно связать с заглавием, и насколько само название стихотворения предопределяет большое количество авторских новообразований? Отметьте семантические окказионализмы. Эксцессерка
Ты пришла в шоколадной шатлетке. Ты взглянула утонченно-пьяно,
Подняла золотую вуаль Прищемляя мне сердце зрачком…
И смотря на паркетные клетки, И вонзила стрелу, как Диана,
Положила боа на рояль. Отточив острие язычком..
Ты затихла на палевом кресле, И поплыл я, вздыхая сигару,
Каблучком молоточа паркет… Ткя седой и качелящий тюль, -
Отчего-то шепнула: «А если?» Погрузился в твою Ниагару,
И лицо окунула в букет. Сенокося твой спелый июль.
У окна альпорозы в корзине
Чуть вздохнули – их вздох витьеват
Я не видел кузины в кузине,
И едва ли я в том виноват…
6. Подберите к сложным словам из шуточного стихотворения В. Иванова одноструктурные слова, которые пояснили бы значение авторских неологизмов. Определите способ образования.
Пустота
Семеро в отделе – все при деле! Пустотес – заострял вопрос,
Пустомол - наполнял котел, Пустомол – наполнял котел,
Пустовед - поправлял берет. Пустовар – нагонял жар.
Пустодел – горделиво глядел, Пусточет – вел всему учет… Пустолей – призывал: «Быстрей!»К нему дым густой – в котел пустой!
7. Выявите индивидуально-авторские новообразования в отрывках из писем А.П. Чехова. Определите способ образования, предполагаемые цели использования.
Я люблю всевозможные гульбища.., сопряженные с плясками, с танцами, с винопийством; У меня болезнь: автобиографофобия; Нет ли чего нового из области мечтаний бессмысленных и благомысленных? Это очень милые человечицы, с ними весело, но они редко приезжают из Алупки;
Можете судить, как человеку, посвященному в тайны эскулапии, приятно читать об этих результатах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.