Исследование математических способностей учащихся, страница 2

Сумма трёх слагаемых равна 69. Первое слагаемое равно 24, а второе на 17 больше первого? ______________________________________________

3. Дополните условие задачи так, чтобы данных было достаточно для её решения:

Мама дала на ужин папе 2 булочки, а сыну - одну. Сколько булочек съела за ужином вся семья?

4. Придумайте задачу, которую можно решить с помощью уравнения, и запишите её условие: 24 + X + (24 - 8) = 55.

Комплект№3.   Вариант 1.

1. Составьте выражение для решения задачи: 

а) Участники велогонок в первый день проехали 187 км, а во второй день - А км. Сколько километров они проехали за два дня?

б) На станке в час можно изготовить 7 деталей. Сколько деталей мож­но изготовить на этом станке за “А” часов?

2. Проанализируйте примеры и сформулируйте правила, которые под­тверждают эти примеры:

а) 3 •  21 = 3 •  (20+1 ) = 3 •  20 + 3 •  1 = 60 + 3 = 63;

17 •  52 = 17 •  (50 + 2) = 17 •  50 + 17 •  2 = 850 + 34 = 884;

б) 5 + 2 - 2 = 5 + (2 - 2) = 5 + 0 = 5;

20 + 7 - 7 = 20 + (7 - 7) = 20 + 0 =20;

в) 70 : 2 •  2 = (70 : 2) •  2 = 35 •  2 =70;

90 : 11 •  11 = (99 : 11) •  11 = 9 •  11 = 99.

3. Определите закономерность и продолжите ряд чисел:

а)1,3,9,27,...          б) 5,10,9,14,...

4. Какие из следующих фигур могут быть развёрткой куба?

а)       б)               в)           г)         д)           е)         ж)   ...

5. Лошадь живёт до 35 лет, а собака до 20 лет. На сколько лет лошадь живёт дольше собаки?

Составьте задачу с вопросом: “Сколько лет живёт лошадь?”

6. Составьте задачу, которую можно решить с помощью уравнения:

а) X + 3 = 5;          б) 4 • У = 56;

7. Сумма каких четырёх однозначных чисел равна их произведению?

Вариант 2.

1. Составьте выражение для решения задачи:

а) Поезд находиться в движении 5 часов, а потом ещё “а” часов. Сколько всего времени поезд находится в движении?

б) Масса кирпича 3 кг. Сколько весят “в” таких кирпичей?

2. Проанализируйте примеры и сформулируйте правила, которые под­тверждают эти примеры:

а) 4 •  17 = 4 •  (20 - 3) = 4 •  20 - 4 •  3 = 80 - 12 = 68;

15 • 29 = 15•(30 - 1)=15•30 - 15•1= 450 -15=435;

б) 31 – 4 + 4= (31 - 4) + 4 = 31

519 - 50 + 50 = (519 - 50) + 50 = 469 + 50 = 519;

в) 34 •  5 : 5 = (34 • 5): 5 = 170 : 5 = 34;

41• 2:2 = (41• 2) : 2 = 82 : 2=41.

3. Определите закономерность и продолжите ряд чисел:

а)1,2,3,4,8,...         6)5,15,6,14,...

4. Какие из следующих фигур могут быть развёрткой куба?

а)       б)           в)            г)              д)              е)            ж)    ...

5. Лошадь живёт до 35 лет, а собака до 20 лет. На сколько лет лошадь живёт дольше собаки?

Составьте задачу с вопросом: “Сколько лет живёт собака?”

6. Составьте задачу, которую можно решить с помощью уравнения:
а) 7 + Х=14;          б) У•  2 = 24.

7. Какое однозначное число равно сумме своих делителей, отличных от него самого?

Результаты исследования. По совершению обработки результатов ис­следования проводится оценивание каждого учащегося по 10 пунктам: 7 пунктов выделено в структуре МС; данная диагностика дополняется рейтинговой оценкой каждого учащегося учителем начальной школы, учите­лем, ведущим экспериментальные занятия в классе, самооценкой самого учащегося. На основании анализа результатов диагностики составляется рейтинговый лист учащихся по каждому классу; кроме того, может быть составлена диаграмма сравнения результатов выполнения учащимися клас­са заданий структуры МС (например, с целью выработки рекомендаций по совершенствованию методической работы учителя начальной школы в процессе обучения математике).

По результатам исследования выделяется четыре группы учащихся:

СМ - малоспособные к математике - учащиеся этой группы с боль­шим трудом понимают объяснения учителя, испытывают трудности при выполнении примеров и задач; приёмы аналогового мышления у них раз­виты слабо, уровень навыка устного счёта низкий, их отличают также по­вышенная утомляемость на уроке;

СР - средние способности к математике - характеризуются доста­точной хорошими успехами в обучении математике за счёт многократного повторения каждого конкретного приёма решения примера или задачи, хо­рошо развиты приёмы аналогового мышления, навык устного счёта, но та­кой учащийся испытывает, как правило, трудности при переходе к новым типам задач;

С - способные к математике - такие учащиеся без усилий овладева­ют новыми приёмами мыслительной деятельности, предлагают собствен­ные оригинальные решения задач, свободно вычисляют устно;

ОС - очень способные к математике - учащиеся отдают предпочте­ние математике среди других учебных дисциплин, занимаются самостоя­тельно, сюда обычно включают и все характеристики группы С.

Предлагаем таблицу, отражающую результаты конкретного измере­ния математических способностей учащихся:

Таблица № 7

Распределение учащиеся по математическим способностям

Группа

Количество учащихся, классы (%)

Всего

ОС

С

СР

СМ

Рейтинговые листы измерения способностей являются анонимными и хранятся в документах администрации.

По результатам диагностического исследования строится диаграмма развития математических способностей учащихся по семи названным вы­ше критериям:

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В данной диаграмме:

ОХ - Критерии математических способностей;

ОУ - Уровни развития математических способностей (по результатам выполнения заданий).

По оси ОХ откладываются пункты структуры МС; по оси ОУ - сред­ний по классу результат выполнения задания соответствующей диагности­ки, для удобства чтения преобразованный по формуле: средний в %10.

Ранняя диагностика позволяет более точно, целенаправленно разрабо­тать педагогическую стратегию и тактику дальнейшего развития математи­ческих способностей особо одарённых учащихся вплоть до формирования профильных математических классов. К ним относится: разработка инди­видуальных заданий по математике повышенной сложности, привлечение в кружок юных математиков, к участию в математических олимпиадах и т.д.