120. Интеграция учебных дисциплин в начальных классах (на примере обучения написанию сочинений)
Интеграция – это подчинение единой цели элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы. В нач. шк. интеграция может служить созданию у школьника целостной картины мира; нахождению общей платформы сближения предметных знаний.
Особенность интегрированного урока в том, что предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о которых в различных дисциплинах. Здесь сохраняется самост. Каждого предмета. Большое значение имеет интегрирование уроков развития речи с уроками ИЗО, музыки и природоведения. За небольшой отрезок времени можно решить задачи неск. предметов, активизировать работу всех анализаторов ребенка.К примеру,если взять урок написания сочинения по картине «Грачи прилетели», решая задачи ИЗО знакомим детей с автором, историей создания картины, анализ ее с опорой на терминологию изобр. искусства; решая задачи природоведения, мы создаем в сознании ребенка картину весны, ее примет. После написания сочинения можно предложить его проиллюстрировать, не срисовывая картину, а создавая свои рисунки на тему «Весна».Урок развития речи от такого содружества только выиграет, если включ. муз. произведения о весне.
Картины развивают наблюдательность и воображение, учат понимать искусство, живопись. Сочинение по картинам делятся на 3 основных типа: - повествовательные, сочинения по серии картин или картинному плану; - повествовательные сочинения по 1 картине, где картина дает толчок для воображения, отражает лишь один эпизод сюжета; - описание картины.
По серии картин составляют устные, а потом письм. тексты. Обучать детей плану, композиции, сюжету, (плану) лучше всего по серии картин.
Сочинения по 1 картине труднее. Ученик создает в воображении сюжет, обстановку, систему образов до и после того момента, который заключен, запечатлен на картине. Ученик должен следить, чтобы его вымысел не противоречил действительности.
В 3 – 4 классах дети могут синтезировать материал, который дает картина со сведениями, взятыми из других источников. Описание картины – самая трудная форма сочинения. В нач. кл. дети описывают картину по вопросам, выявляя, во – первых, тему картины (что на ней изображено); во – вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в – третьих, действующих лиц, действие (если оно есть); наконец, идейный смысл, «настроение» картины. Написать хорошее сочинение по картине поможет интеграция предметов. Учитель должен подготовить доп. материал по картине для мотивации написания сочинения, достаточное количество репродукций или 1 большую. Работа над основной мыслью сочинения по картине сводится к истории создания: «Что художник хотел сказать своей картиной?» и сопоставления этой информации с собственным впечатлением.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.