Возьмем, например, такое понятие русского и других языков, как “фонема”. Согласно Лингвистическому энциклопедическому словарю [2, с. 552 - 554] это понятие и соответствующая теория разработаны Бодуэном де Куртенэ в 70-80-х годах XIX века, т. е. более ста лет назад. Зададимся вопросом: зачем понадобилось Бодуэну де Куртенэ вводить это понятие? Какие проблемы решало оно? Ведь сам язык существовал и без этого понятия (но не без обозначаемого данным понятием языкового явления).
Сформулировать проблему, породившую возникновение понятия (или хотя бы более или менее правдоподобные версии такой проблемы), - значит, начать процесс познания, причем познания многопланового: познания соответствующей предметной области, познания языка и человека, человечества, себя как представителя человечества, как творца нового знания, познания мира и своего места в нем.
С выявлением вопросов, ответом на которые явилось то или иное знание, тесно связана проблема связи области действительности и понятия, описывающего эту область действительности. Эта связь может быть выражена триадой вопросов: О чем? Что? Как?
Любое понятие есть способ удержания информации об определенной стороне мира. Но сторона мира, область действительности, и соответствующее понятие - далеко не одно и то же. Понятие никогда полностью не вместит в себя того, что содержит описываемая этим понятием область действительности и наоборот, область действительности не обладает в точности всеми теми качествами, которые ей приписывает понятие. Понятие есть лишь знак этой действительности, но знак непростой.
Возьмем понятие “угол”. О чем это понятие? Информацию о какой стороне, грани мира несет оно в себе? Прежде всего, о твердых материальных телах, о форме тел, форме частей, о характере изменения направлений протяженности границ тел.
Что это понятие говорит о форме, о характере изменения направлений? Понятие “угол” есть хранилище информации о форме, характеризуемой наличием “кризисной” точки или линии, в которых происходит изменение направлений пространственной протяженности. Это изменение скачкообразное, революционное.
Как понятие “угол” говорит о форме? Оно говорит с помощью слова “угол”, а также с помощью описаний, например, таких: “угол - геометрическая фигура, состоящая из двух различных лучей, выходящих из одной точки” [4, с. 598]; “угол - место, где сходятся, пересекаются два предмета или две стороны чего-либо” [5, с. 673].
Но все, что сказано здесь об угле, и все, что сказано о нем в математике, тем не менее не есть реальный угол (углы), не есть все то, что мы мысленно представляем, можем представить в связи с понятием “угол”. Показать учащимся это, обеспечить видение за сухими строчками определений, теорем, доказательств огромного, безграничного для познания мира - задача школьного обучения.
Человек - часть мира, природы, вселенной. Он живет в мире, который так или иначе описан в понятиях, свойствах понятий, утверждениях наук, в произведениях искусства. Освоение мира и освоение понятий, утверждений, положений той или иной науки - также несовпадающие процессы (хотя и связанные друг с другом).
Ребенок, приходящий в школу, имеет богатейший опыт освоения мира, в том числе и тех его сторон, которые описаны в понятиях, правилах и утверждениях учебных предметов. Со многими сторонами мира он знаком настолько, что это позволяет ему успешно ориентироваться в мире, правильно строить свое поведение.
Например, всем известно, что дети проходят через период предметных игр. В результате они осваивают пространство и форму так хорошо, что это позволяет им свободно ориентироваться в пространстве и эффективно использовать для удовлетворения своих потребностей предметы самой разнообразной формы. Учебный предмет, который содержит сведения об .той стороне мира в виде математических понятий и их свойств, - геометрия. Казалось бы, геометрия должна быть самым легким для изучения предметом, стоит лишь опереться на опыт предметных игр, опыт личного освоения детьми соответствующей стороны мира. Однако, школа этого не делает. Она воспринимает ученика как ничего не знающего, обращается с ним, как с ничего не знающим, и делает его в конце концов таким. И это проявление антигуманитарного характера содержания обучения. (Так, наши исследования, проведенные совместно с В. И. Кожемякиной, показали, что пространственное воображение у учащихся 2 класса находится на более высоком уровне, чем у учащихся 7 класса.)
Аналогичные рассуждения можно было провести и в отношении тех сторон действительности, которые описаны в физике, русском языке, в других учебных предметах.
Кроме выявления проблем, решением которых явилось то или иное знание, кроме разграничения и соединения реально существующего мира и знаний о различных его сторонах, кроме признания и использования того факта, что человек, ребенок, живущий в этом мире, имеет даже без специального обучения огромный опыт практического освоения мира, что он реально знаком со всеми или со многими его сторонами, описанными в той или иной науке, учебном предмете, средством гуманитаризации содержания образования является также рассмотрение, определение тех человеческих потребностей, в ходе удовлетворения которых только и могла возникнуть проблема, для решения которой и создавались человеком понятия и язык их описания, отраженные в соответствующих науках и учебных предметах.
Обращение к человеческим потребностям, порождаемым ими отношениям между людьми, обращение к сущностным психологическим, социальным, личностным качествам человека, обусловившим выявление проблем, определившим усилия, иногда титанические, направленные на решение проблемы, - есть обращение к гуманитарной основе любого знания, есть гуманитаризация содержания образования.
Математикам, например, известна знаменитая аксиома о параллельных прямых, сформулированная более двух тысяч лет назад Евклидом. Эта аксиома не давала покоя сотням, а может быть, тысячам математиков вплоть до появления работ Н. И. Лобачевского и Ф. Бойяи. Какая человеческая потребность заставляла многих людей тратить время и даже целую жизнь на поиски доказательства этой аксиомы? Другие же аксиомы спокойно “жили” и “живут” до сих пор, никого особо не нервируя, и уж, по крайней мере, “живут”, не имея в своей “биографии” таких драматических, порой трагических историй, какие есть в истории аксиомы параллельности. Понять, прочувствовать скрытые в этой аксиоме человеческие потребности - значит понять, прочувствовать, прожить человеческую составляющую абстрактного и, казалось бы, далекого от человеческих чувств и отношений математического знания.
Следующей важной составляющей содержания обучения, содержания образования, необходимой для его гуманитаризации, является язык описания знания, языки описания содержания учебных предметов и связанные с этим элементы общей теории познания, обеспечивающие понимание смысла, сущности, общей структуры осваиваемого учебного материала, границ его истинности и применимости, обеспечивающие обучающимся понимание договорного характера средств выражения знания, и, в определенной степени, самого знания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.