анализу работ западноевропейских и американских историков, их трактовки проблем второй мировой и Великой Отечественной войн.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Историография Великой Отечественной войны.
2. Сущность фашизма как идейно-политической доктрины.
3. Беларусь и новое геополитическое положение в Восточной Европе между двумя мировыми войнами:
- политика умиротворения фашистской Германии;
- пакт о ненападении (23.08.1939) между СССР и Германией;
- освобождение Западной Беларуси, включение ее в состав СССР.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Освещение и оценки событий второй мировой и Великой Отечественной войн в работах американских и западноевропейских историков.
2. Докажите необходимость правдивого освещения событий Великой Отечественной войны.
3. Определите, каким образом Германия после поражения в первой мировой войне превратилась в очаг военной угрозы в Европе и мире.
4. Выясните, по каким причинам не удалось создать систему коллективной безопасности в Европе.
5. Вспомните периодизацию второй мировой и Великой Отечественной войн.
6. Охарактеризуйте причины и итоги воссоединения Западной Беларуси с БССР и историческое значение этого события.
7. Каким образом централизованные промышленность и сельское хозяйство в СССР и БССР обеспечивали развитие оборонной промышленности?
8. Охарактеризуйте особенности политического состояния общества и настроения, господствовавшие в СССР и БССР накануне Великой Отечественной войны.
9. Сравните выступление Г.Геринга перед представителями польского правительства 16 февраля 1937 г. при посещении Варшавы и речь А. Гитлера на совещании с высшим командным составом 22 августа 1939 г. Определите причину разного отношения немецкого руководства к польскому вопросу.
10. Докажите, что начало второй мировой войны было обусловлено политикой западных государств и геополитической стратегией Германии в 1920 – 1930-е годы.
11. Дайте оценку состояния международной обстановки в Европе накануне подписания акта о ненападении Германии и Советского Союза (23 августа 1939 г.).
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Советско-германские отношения в 1939 г. Пакт о ненападении.
2. Нападение фашистской Германии на СССР.
3. Сущность фашизма как идейно-политической доктрины.
7. Литература:
1. Лекционный материал.
2. Великая Отечественная война советского народа. Под ред. А.А.Ковалени и Н.С.Сташкевича. Мн. Изд. центр БГУ, 2004.
3. Беларусь у гады Другой сусветнай вайны: Вялiкай Айчыннай вайны (верасень 1939 г. – верасень 1945 г. // Гiсторыя Беларусi: У 2 ч. Мн., 2003. Ч. 2. С.217 – 279.
4. Каваленя А.А. Беларусь у выпрабаваннях выйны (1939 – 1945 гг.): Вучэбн.-метадычны дапаможнiк. Мн., 2001.
5. Каваленя А.А. Беларусь 1939 – 1945 гг. Война и политика. Мн., 2001.
6. Шомоди В. Э. Маршрутами народной славы. Мн., 2001.
7. Анатомия войны: Новые док. о роли герм. монополист. капитала в подгот. и ведении Второй мировой войны. М., 1971.
8. Белорусские остарбайтеры: Угон населения Беларуси на принуд. работы в Германию, 1941 —1944: Док. и материалы: В 2 кн. Мн., 1996—1997.
9. Великая Отечественная война, 1941 —1 945: Энцикл. М., 1985.
10. Всенародное партизанское движение в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 —июль 1944): Док. и материалы: В 3 т. Мн., 1967—1982.
11. Преступления немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии, 1941 — 1944: [Док. и материалы]. Мн., 1965.
Тема 2. НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И СОБЫТИЯ В БЕЛАРУСИ
1. Введение (актуальность) темы:
1 сентября 1939 г. германский вермахт обрушил всю свою военную мощь на Польшу. Началась вторая мировая война. В нее было втянуто 61 государство. Военные действия происходили на территории 40 государств, а также на морских и океанских просторах. Политическое сотрудничество стран Запада и СССР не смогло выработать совместной позиции по сдерживанию агрессивных намерений Германии. Эта несогласованность в действиях привела к тому, что политические противоречия переросли в войну.
2. Цель: Показать студентам истинных виновников развязывания Второй мировой войны.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· обстоятельства прихода к власти нацистов, вызвавших рост милитаристских и реваншистских настроений.
Студент должен уметь:
· раскрыть и доказать ответственность монополий за подготовку войны.
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь проанализировать суть политики "умиротворения" со стороны
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.