ТЕМА: " СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ. МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ
УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО "
I. Научно-методическое обоснование
Полученные знания и умения будут использованы студентами при изучении биохимии, микробиологии, нормальной и патологической физиологии, фармакологии.
II. Цель
1. Научить студентов решать ситуационные задачи на редупликацию ДНК, правила Чаргаффа; проводить кариотипирование хромосомного набора человека.
2. Ознакомить студентов с историей кафедры, ее достижениями в учебно-методической и научной работе, правилами техники безопасности, методикой самоподготовки.
III. Задачи
1. Знакомство с кафедрой медицинской биологии и генетики.
2. Знать эволюционно-обусловленные уровни организации живого, особенности молекулярно-генетического материала у неклеточных форм жизни, про- и эукариот.
3. Уметь решать ситуационные задачи на редупликацию ДНК, правила Чаргаффа.
IY. Содержание, хронокарта занятия
─────┬──────────────────────────────────────────────────────────┬──────
N │ │Время п/п │ Этапы занятия │в мин.
─────┼──────────────────────────────────────────────────────────┼──────
1 │ 2 │ 3
─────┴──────────────────────────────────────────────────────────┴──────
1. Вступительное слово. 5
2. Методы обучения на кафедре. 5
3. Требования к выполнению учебной дисциплины. Правила поведения в практикуме. Соблюдение правил техники безопасности. 5
4. Тестовый контроль. 10
5. Проверка знаний студентов методом фронтального опроса. 35
5.1 Сущность жизни. Фундаментальные свойства живого. Эволюционно-обусловленные уровни организации живого.
5.2 Организация генетического материала у неклеточных форм жизни, про- и эукариот.
5.3 Строение ДНК. Правила Чаргаффа. Постулаты Уотсона и Крика. Видовая специфичность ДНК. Авторепродукция ДНК, ее виды.
5.4 РНК, ее типы и строение. Синтез РНК, его этапы (первичный транскрипт, процессинг, сплайсинг).
5.5 Ген - фрагмент геномной нуклеиновой кислоты. Спейсеры транскрибируемые и нетранскрибируемые. Повторяющиеся последовательности нуклеотидов. Избыточные гены.
5.6 Генетический код. Его характеристика.
5.7 Молекулярная организация хромосом эукариот. Значение гистоновых и кислых белков, ионов металлов. Строение нуклеосомы.
5.8 Компактность ДНК в хромосоме. Уровни упаковки ДНК: фибрилла, хромонема, хроматида. Эухроматин. Гетерохроматин (факультативный, конститутивный).
─────┬──────────────────────────────────────────────────────────┬─────
1 │ 2 │ 3
─────┴──────────────────────────────────────────────────────────┴─────
6. Подведение итогов опроса. Объяснение ООД к выполнению лабораторной работы. 10
7. Выполнение лабораторной работы. 45
8. Проверка выполнения лабораторной работы и оценка знаний студентов. 10
7. Подведение итогов занятия. Объяснение ООД по очередной теме. 10
ИТОГО: 135
───────────────────────────────────────────────────────────────────────
Y. Методика проведения и достижения учебно-целевых задач
Следует помнить, что первое занятие установочное и студентов следует ознакомить с историей кафедры, методами обучения на кафедре, требованиями к учебной дисциплине, соблюдением правил техники безопасности.
Коллектив кафедры проводит изучение вопросов генетики и паразитологии. Преподаватели кафедры выступают с научными докладами на республиканских и международных конгрессах и съездах.
По второму вопросу рассказать о роли лекций, лабораторных занятий, итоговых занятий в обучении. Дать информацию о работе кружка при кафедре.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.