По третьему вопросу рассказать, что выполнение учебной дисциплины - залог успешной учебы. Подчеркнуть обязательность посещения лекций, лабораторных занятий, консультаций, необходимость ведения конспекта лекций. Объяснить суть самоподготовки к занятию по методическим указаниям. Указать о необходимости отработок пропусков и двоек в течение двух недель, о недопустимости опозданий на лекции и занятия. На занятия студент должен приходить в халате, шапочке, с альбомом, цветными карандашами и т.д. Провести инструктаж по технике безопасности с обязательной отметкой о нем в журнале (роспись студента). Напомнить о необходимости бережного отношения к имуществу кафедры.
Для тестового контроля использовать прилагающиеся "Тесты".
По вопросу 5.1 остановиться на определении жизни по Ф. Энгельсу и Дж. Берналу; с мировоззренческой точки зрения рассмотреть борьбу материалистов и идеалистов вокруг проблемы сущности жизни и возникновения жизни на Земле; разобрать основные свойства живого и уровни организации живого с указанием их элементарных структур и элементарных явлений.
При изучении вопроса 5.3 использовать таблицы 13, 27а. Разобрать постулаты Уотсона и Крика, правила Чаргаффа. Виды редупликации ДНК рассмотреть на таблице 27а.
По вопросу 5.4 типы РНК, этапы ее синтеза разобрать, используя таблицу 47.
По вопросу 5.5 остановиться на определении понятия "ген", "спейсеры (неинформативные отрезки ДНК различной длины, регулирующие транскрипцию соседнего гена) транскрибируемые (копируются при транскрипции вместе с геном и их комплиментарные копии появляются на про-и-РНК) и нетранскрибируемые" (встречаются между генами для гистонов и между генами для р-РНК), "повторяющиеся последовательности нуклеотидов", "избыточные гены" (большое число, до 10^4 и более идентичных копий).
Перед выполнением лабораторной работы продиктовать студентам , как подписать альбом для протоколов лабораторных работ, объяснить требования к оформлению и ведению протокола.
Препарат "Политенные хромосомы слюнной железы мотыля" изучается студентами с последующей зарисовкой и обозначением эухроматических и гетерохроматических участков хромосомы.
Затем студенты решают ситуационные задачи на редупликацию ДНК и правила Чаргаффа (текст задач в практикуме). Целесообразно решать задачи у доски.
После выполнения студентами лабораторной работы преподаватель подводит итог занятия, проверяет у каждого студента протокол работы, оценив его ("+" или "-") в журнале. Дать ООД к следующему занятию по теме 2 и еще раз объяснить суть метода самоподготовки.
YI. Методическое обеспечение занятия
Таблицы:
1. Предполагаемая структура нуклеосом, их соотношение с хромосомной и молекулярной ДНК (12).
2. Схема структуры и развернутости молекул ДНК (13).
3. Схема механизма транскрипции (18).
4. Репликация 2-й спирали ДНК (27а).
5. Мозаичное строение гена и феномен сплайсинга (47).
Микропрепараты:
1. Политенные хромосомы.
Оборудование:
1. Микроскопы Биолам Р-11.
YII. Основная литература
1. Лекции.
2. Биология. Под ред. Ярыгина В. Н., М.: Медицина, 1985, стр.11-17, 26-28, 35-39, 42-47.
3. Биология. Под ред. Ярыгина В. Н. (1 том). М., ВШ, 1997, с.64-78, 93-99.
4. Слюсарев А. А., Жукова С. В. Биология. Киев: Вища школа, 1987, стр.8-14, 17-19, 27-33, 35-39.
5. Бекиш О.-Я. Л. Медицинская биология. Минск, Ураджай, 2000.
6. Бекиш О.-Я. Л. Медицинская биология. Курс лекций. Витебск, 1997, стр. 5-14.
7. Бекиш О.-Я. Л., Храмцова Л. А. Практикум по медицинской биологии и общей генетике. Витебск, 1997, стр.5-8.
Дополнительная литература:
1. Основы общей биологии. Под ред. Либберта Э. М.: Мир, 1982, стр.9-13, 59-68, 76-80, 90-95.
2. Смирнов В. Г. Цитогенетика. М., Высшая школа, 1991, стр.7-8, 18-24.
3. Бочков Н. И., Захаров А. Ф., Иванов В. И. Медицинская генетика. М.: Медицина, 1984, стр.16-23.
4. Бердышев Г. Д., Криворучко И. Ф. Генетика человека с основами медицинской генетики. Киев, Вища школа, 1979, стр.18-39.
5. Гершензон С. М. Основы современной генетики. Киев: Наукова думка, 1979, стр.86-90, 251-265, 274-276, 279-281.
6. Заяц Р. Г., Рачковская И. В. Основы общей и медицинской генетики. Мн., ВШ, 1998, с.38-40.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.