Тема: ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ.
МАТЕРИЯ, ДВИЖЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ
1. Проблема бытия в истории философии. Философский смысл категории бытия.
2. Структура и диалектика бытия.
3. Категория материи в истории философии.
4. Современная наука о строении материи.
5. Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время.
Проблема бытия в истории философии. Философский смысл категории бытия.
1.Одной из актуальных проблем философии является проблема бытия. У древнеиндийских и древнекитайских мыслителей обожествленное единое выступало как сила, довлеющая над человеком, упорядочивающая его мирские отношения, регулирующая и направляющая все его действия и поступки.
Существование теистического толкования бытия вытекало из господствовавшего поначалу религиозно-мифологического сознания. Оно было предопределено подчиненностью человека непонятным ему природным и социальным силам.
Согласно учению Фомы Аквинского, первой причиной вечного бытия является бесконечный и неизменный Бог, т.к.:
1. Если брать движение во всей его полноте, то придем к «перводвигателю», т.е. Богу;
2. Если все в мире имеет свою причину, то должна быть «первопричина» – Бог;
3. Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т.е. Богом;
4. Для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истинности) всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, т.е. Бог;
5. Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности. «Последняя» и главная цель – Бог.[1]
Фома Аквинский считал, что все расположено по ступеням иерархической лестницы: неодушевленные вещи, человек, ангелы, святые, Бог. Объяснение любого явления состояло в указании на некие таинственные «формы» или «скрытые качества», якобы заключенные в природе. Формы вещей есть те сущностные образцы, которые присутствуют в разуме творца в акте творения. Бог, созидающий мир из ничего, изливает в него собственную экзистенциальную полноту. Итак, «Бог есть само бытие», а существование материального мира, состоящее из множества конечных и изменчивых вещей, вторично по отношению к духовному, бесконечному, абсолютному бытию Бога. Здесь основной вопрос философии сводится к соотношению Бога и мира.
В дальнейшем неотомисты модернизировали стиль и методы доказательства Фомы (использовалась идея творения из произвольно трактуемых начал термодинамики, естественнонаучные гипотезы о конечности Вселенной, спекуляция на трудностях научного объяснения жизни и психики).
Проблема бытия Бога в религиозной философии увязывается с проблемой бытия человека. Г.Марсель утверждал, что нельзя представить себе спасение человека и человечества от обрушившихся на них в XX в. бед, страхов, угроз, потрясений, если не признать «сверхземной порядок» (т.е. Бога), не верить в бессмертие души. Бог «нужен», чтобы наказывать человека за зло и грехи, возникшие в результате злоупотребления свободой.
2. К теистическому толкованию бытия примыкает пантеистическое. Развивалось представление, что Бог растворяется в природе, сливается с ней в живых существах и в неодушевленных стихиях. Д.Бруно, Б.Спиноза, П.С.Лаплас.
3. Идеалистическое понимание бытия.
У Платона природа – «мир чувственных вещей» (предметный, материальный) – производна от бестелесных идей, «истинного бытия». Деление всего сущего на две сферы распространилось и на человека, в котором Платон различал бессмертную душу и смертное тело. Придерживался теории переселения душ после смерти человека в другое тело человека или животного. Рассуждая о тождественности бытия разуму, Платон утверждал, что душа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.