2.
Охарактеризуйте виды коммуникационных потоков и виды каналов передачи
информации в организации.
Ответ:
Коммуникационный
поток (то же, что и Информационный поток) — совокупность сообщений,
организованная и распространяемая в ходе общения.
Виды
коммуникационных потоков можно определить в зависимости от оснований их
классификации:
- По
отношению к системе управления: внутренние, внешние.
- По
направлению: вертикальные (делятся также на снизу вверх и сверху вниз) и
горизонтальные (внутри отделов, между отделами).
- По
содержанию передаваемой информации (аналитические, регламентирующие,
согласовательные, оценочные, отчетные и другие).
- По
механизму трансляции: формальные и неформальные.
Если
коммуникационный поток представляет собой содержание передаваемой информации,
то информационный канал (коммуникационный канал) – это форма передачи сведений.
Коммуникационный
канал – это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой
сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту. То есть, коммуникационный
канал – материальная основа социальной коммуникации.
Коммуникационные
каналы делятся на два вида:
- Естественные
(вербальный и невербальный). Отличаются тем, что используют врожденные или
присущие человеку качества: речь, мимику, жестикуляцию.
- Неестественные
(или искусственные). Созданные людьми каналы связи, через которые они
могут общаться, не имея прямого непосредственного контакта с собеседником.
К ним относятся документы, символика, средства технического прогресса.
Впоследствии и средства электронной связи.
В
зависимости от вида каналов и их материально-технического оснащения выделяют
три рода социальной коммуникации:
¾
устная;
¾
документная;
¾
электронная.
Рода
взаимодействуют и переплетаются друг с другом, образуя отдельные гибридные
коммуникационные каналы связи.
5.
Приведите классификацию и примеры коммуникативных барьеров в органах
государственной власти и местного самоуправления (на примере конкретного
органа).
Ответ:
Ответ
будет дан на примере Управления Федерального казначейства по Новосибирской
области (далее – Управление).
Коммуникационные
барьеры – своеобразные препятствия на пути движения смысла от коммуниканта к
реципиенту. Выделяют следующие виды коммуникационных барьеров:
- Технические
барьеры в виде шумов и помех в искусственных коммуникационных каналах. Предполагается,
что, применительно к компьютерной технике, технические барьеры могут
состоять также из перегрузки системы, вирусных атак и прочего. Так, в
Управлении периодически случаются сбои в работе основной программы
документооборота. Решается эта проблема перезагрузкой программы или
установлением ее обновления.
- Межъязыковой
барьер появляется при несоответствии языков общения коммуниканта и
реципиента. Сотрудники Управления работают также с гражданами. В России
проживают граждане разных языковых культур, которые обладают равными
правами с русскоязычным населением. При общении с лицами, говорящими на
иностранных языках, в Управлении прибегают к общению на международном
(английском языке), услугам переводчиков либо услугам
интернет-переводчиков.
- Социальный
барьер возникает при общении между людьми, относящимися к разным
социальным группам. Как пример можно использовать выступление
руководителя, который не всегда понимает все тонкости конкретной работы
сотрудников. Для его преодоления используется авторитет руководителя. Чем
выше его авторитет, тем больше вероятности, что к нему прислушаются.
- Психологический
барьер возникает при искажении перцепции – восприятия друг другом
коммуниканта и реципиента. Примером может также служить выступление
руководителя. Если руководитель создает образ «положительного героя»
(понятно и правильно говорит, понимает суть проблем, приближен к
аудитории), его слушают намного внимательнее и охотнее. Для этого в
Управлении каждую речь предварительно просматривают заместители руководителя,
которые непосредственно работают с отделами и знают их потребности и
специфику.