наиболее устойчивые характеристики процесса, на базе которых можно строить рекомендации и процесс обучения. Но и этих результатов в случае их успешного достижения было бы достаточно, чтобы, не отменяя творческой компоненты переговоров, сделатьих достоянием среднего гражданина и среднего чиновника.
Процесс переговоров. В этом вопросе весьма важно выявление содержательной стороны процесса переговоров для их научного обобщения. На основе имеющейся литературы о переговорах (мемуары, документы, отчеты дипломатов или представителей делового мира) и литературы, изучающей переговоры, принято классифицировать переговорный процесс. В нем выделяются три составные части, каждая из которых поддается научному объяснению, а в своей совокупности они могут дать более или менее целостное представление о процессе переговоров:
- процесс переговоров как процесс разработки и принятия коллективного решения в своеобразных, специфических условиях (суверенитет сторон, действие международного права и процедур, учет интересов других членов международного сообщества и т.п.);
- процесс переговоров как процесс обмена информацией с присущими именно этому явлению свойствами (отбор определенного объема информации, формы передачи другой стороне, верификация фактов и т.п.);
- процесс переговоров как форма реализации задач более общей внешней стратегии государства, организации, любого другого участника международных отношений[1].
Процесс переговоров как вариант процесса принятия решений. В современной науке о разработке и принятии решений уже имеется специальный раздел о переговорах как своеобразном, «интерактивном» процессе разработки и принятия решений. Этот раздел возник в связи| со сменой доминирующих парадигм принятия решений, которая в России получила наименование «переход от административно-командного метода к демократически ориентированным методам», т.е. к методам, построенным на принципе равенства, суверенитета участвующих сторон, их свободном волеизъявлении, на взаимной вы годности принимаемого решения. Основной способ принятия решения — обмен уступками в рамках концепции решения, которое в компетенции обеих сторон и отвечает их интересам.
Этот аспект переговорного процесса считается важным сторонниками системного подхода к переговорам. В частности, в уже упоминавшейся книге X. Райффы «Искусство и наука переговоров» (к этой теме, кстати, автор пришел не через исследование международных отношений, а через разработку проблем делового управления) формулируется и исследуется понятие интерактивности процесса принятии решений или разработки решения в условиях интерактивного обмен информацией и уступками. К этой же группе специалистов относятся и крупные математики — специалисты по переговорам: А. Вержбинки (Польша), Р. Авенхаус (Германия), В.М. Сергеев (Россия) и др.
Переговоры как информационный процесс. Способом достижении решения и согласия в переговорах выступает обмен информацией Обе стороны в переговорах передают и принимают определенный объем информации относительно проблемы — предмета
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.