Закон сквозного прохода энергии, страница 2

И среди стотысячного войска есть тот, кто идет впереди.

Цицерон

Проанализируем несколько технических систем.

Многие  годы производительность  токарных станков  практически не изменялась, несмотря  на то,  что в производство  внедрялись десятки усовершенствований привода, трансмиссии,  систем управления. Положение изменилось  тогда, когда  началось развитие  подсистемы рабочего органа.  Сначала  появились  вращающиеся  чашечные  резцы,  далее  вибрирующие  резцы  и,  наконец,  газовые  и  лазерные  инструменты, полностью изменившие облик станка, показав невиданную ранее скорость обработки металла.

Рабочим органом ледокола, взламывающим лед, является обвод корпуса, который  продавливает канал  во льду. Несмотря  на использование миллионов  лошадиных сил  атомного  реактора,  скорость движения  во льдах очень мала, иногда не  более нескольких десятков метров в час.

Все  дело в  том, что  рабочий орган  остался прежним  - неподвижной грубой  моносистемой.  Виброплиты,  установленные в  носовой  части, существенно повышают скорость ледокола. Следующими шагами в развитии рабочего органа стали согласование ритмики колебаний носа ледокола и ледового  панциря,  жидкостный  рабочий  орган  (водяные  струи)  и, наконец,  газовый -  по предложению  М.И.Шарапова (очерк  о нем  см.

"Журнал ТРИЗ" 3.2.92,  с. 84). Струи сжатого  воздуха вытесняют воду из-подо льда,  и лед  обрушивается под собственным  весом. Испытания показали, что  скорость движения  ледокола в сложных  условиях может возрасти до нескольких  километров в час, т.е. в  десятки, сотни раз по сравнению с исходной.

Развитие ТС для вспашки земли не отличается от развития ледокола.

Современные "Кировцы" больше портят землю, утрамбовывая ее колесами, чем облагораживают  ее вспашкой. Сопротивление движению,  а следовательно, и  мощность, потребная для пахоты,  начинает снижаться, если придать лемеху  вибрацию, смазать  его поверхность, подав  через нее жидкие удобрения или выхлопные газы двигателя. Но еще более интересный эффект может  быть получен при использовании  эффектов на уровне микроструктуры материала лемеха, например,  можно получить ТС, свернутую  в  рабочий  орган  -  серия  лемехов  из  электрострикционных материалов, настроенных в противофазу,  будет двигаться сама, оставляя за собой полосу вспаханной земли.

Конечно, все эти предложения требуют экспериментальной проверки и конструкторской  проработки,  но затраты  на  ИР  и ОКР  обязательно окупятся, так ак они лежат на  магистральном пути развития ТС - пути опережающего развития рабочего органа.

ПУЛЬС ТЕХНИКИ закон перехода "моно-би-поли"

В начале века  полеты на самолетах были  необычным и удивительным делом. Многочисленная публика собиралась на ипподромах и с восторгом наблюдала за смельчаками, которые на странных сооружениях, именуемых аэропланами, поднимались в воздух и совершали полеты по кругу.

Наблюдал  однажды за  этими полетами  и ученик  реального училища

Микулин. В  воздухе был  один из  лучших русских  авиаторов Уточкин.

Вдруг его машина  странно зачихала, и мотор остановился.  И хотя это случилось почти у самой земли,  удар был достаточно сильным. Выбираясь  из-под  обломков  аппарата,  Уточкин  неистово  ругал  магнето, которое  вновь отказало  в полете.  Это устройство  давало искру  на свечи зажигания,  и его  ненадежная работа всегда  вызывала опасения авиаторов. Микулин был потрясен увиденным.  Он шел домой, не замечая никого и обдумывая  случившееся. Вдруг на углу дома  он столкнулся с крепко подвыпившим человеком, один глаз которого был закрыт, так как заплыл синяком, а второй смотрел  свирепо и весело. Микулин взглянул на него  и тут  же побежал  назад к ипподрому.  Он нашел  Уточкина в гостинице и задыхаясь  с порога крикнул: "Господин  Уточкин, у людей два глаза!  Если один  подобьют, то второй  все равно  смотрит!". "Я

никому не собираюсь подбивать глаз", - сказал Уточкин. "Не то..., не то я хотел  сказать! На вашем аэроплане надо  поставить два магнето.