механизмы (устройства) определенного класса, их принципы работы и расчет. Наука большего и не могут, они трактуют об обнаруженном, описывают его. Следовательно, даже выпускник технического университета(б. МВТУ), не говоря уже о провинциальных втузах, научится повторять известные (пусть самые лучшие!) типы устройств, машин, техпроцессов, т.е. мы получим классного копировщика. Конечно, наука движется, да и зарубежный опыт не стоит на месте, вот и есть источники обновления. А как еще можно иначе, если считать, что техника - это приложение науки? Ведь, вроде бы, это общепризнано?
Всегда ли так считали? Всегда ли этому следовали? Верно ли это?
"Технология ( методы инженерии, авт.) представляет не 'фундаментальный' ( в смысле науки, авт. ) тип знания, а некий другой тип, который тысячелетия создавал определенный уровень технического прогресса. Если бы человечество ограничило бы себя лишь объяснимыми с научной точки зрения технологиями, то оно сошло бы со сцены много лет тому назад" [1].
Значит, требуется опыт. Ну, конечно же, любой производственник скажет, что выпускник вуза "зеленый", ему "надо опыта хлебнуть".
Что же это за опыт? Новоиспеченному инженеру "сунут в зубы" на производстве или КБ, НИИ технологические карты, стандарты ( на изделия и технологии, на порядок приемки-сдачи и работы), отчеты, техдокументацию, расскажут о побочных следствиях процесса создания изделия или его эксплуатации, скажут "у нас делается так" и введут в курс деловых производственных взаимоотношений. Ну так о чем говорить? Понятно, что опыт осваивать надо. Да, при поверхностном взгляде большего и не скажешь. А как считают в промышленно развитых странах Запада? Вот что пишет крупный канадский инженер Эдвард Крик [2].
Знания |
Умения |
Позицию |
инженер использует для разработки способов превращения |
||
Запасов Вселенной (материалов энергии и т.п |
с помощью приборов устройств и процессов |
В формы, удовлетворяющие потребности людей |
Современное инженерное дело, отмечает Крик, развилось исторически на основе двух достижений. Одно - это совершенствование специалистов - создателей приборов, устройств и технологий практического применения, другое - рост объема научных знаний. Так как инженеру надо получить результат "здесь и теперь", инженерная деятельность не может полагаться исключительно на науку, быть только ее применением. Инженер помимо этого использует опыт предшественников и практическое знание.
Откуда берется практическое знание? Оно усваивается из уст в уста, на рабочем месте, от поколения к поколению. При разрыве связи поколений ( из-за гибели специалистов, потери интереса к какой-либо отрасли техники, неумеренной секретности и т.п. ),эта связь рвется.
Откуда берется опыт предшественников? Да оттуда же, через ознакомление с отчетами, техдокументацией ( а это короткоживущие источники информации!!!) и, конечно, в прошлом, из фондов научно-технических библиотек. Почему "в прошлом"? Дело в том, что хранить растущие фонды библиотек у нас не умеют. По модному предположению о быстром старении научно-технической литературы, фонды библиотек чистят, уничтожают, например, литературу временного хранения, несущую информацию о прогрессе техники и т.д. А ведь в технике ценность фондов библиотек убывает с годами медленно. В учебниках сегодняшнего дня есть рабочие ссылки (для студентов!) на книги и статьи середины 30-х годов (например, к удивлению многих, в радиотехнике). В справочниках - на начало века. Химики-практики интересуются литературой середины прошлого века. За рубежом старые фонды научной и, в особенности, технической литературы становятся объектами возрастающего интереса. А у нас? В областной НТБ сведены к нулю фонды 20 - 40-х г.г., а когда-то библиотека получала каждый обязательный экземпляр, наравне со столичными. В ГПНТБ СО РАН идет соответствующая "чистка" фондов, к которому было бы полезно подключить гласно самый широкий круг специалистов города
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.