Кроме того, в традиционном экономическом механизме предприятия отсутствует обязательный инструментарий контроля и регулирования текущих затрат. Сопоставление всей массы доходов и затрат осуществляется по результатам длительного временного периода – месяца, квартала. Как правило, это сопоставление осуществляется постфактум и фиксирует уже сложившуюся на предприятии ситуацию. Планирование, регулирование, анализ не являются обязательными атрибутами управления, так как не предусмотрены действующим хозяйственным законодательством. Подразделения экономической службы предприятия, в обязанности которых ранее входило исполнение перечисленных функций, ликвидированы на большинстве предприятий в процессе перехода к рынку.
Единственная экономическая служба, действующая на каждом предприятии – бухгалтерия. Однако в ее инструментарии не существует оперативных методов решения обсуждаемых задач. В частности, сопоставление доходов и затрат в настоящее время происходит лишь при составлении регулярной отчетности перед налоговыми органами, то есть по результатам квартала (иногда – месяца).
Итак, можно сделать вывод о том, что традиционный экономический механизм, присущий предприятиям с высоким уровнем централизации управления, снимает ответственность за результаты хозяйственной деятельности с подразделений и концентрирует ее на руководителе предприятия. Следствием является рост затрат, снижение результатов и эффективности деятельности предприятия, нарастание признаков несостоятельности, движение к банкротству.
Эффективность деятельности предприятия можно повысить, осуществляя децентрализацию, «демократизацию» управления, наделяя большей самостоятельностью и ответственностью структурные подразделения. Важным современным направлением совершенствования управления также по общему признанию является использование систем бюджетирования.
Бюджетирование может использоваться и в централизованной системе управления предприятием. Однако максимальный эффект оно позволяет получить при децентрализации управления. Более того, некоторые авторы определяют бюджетирование как «структурную перестройку в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех ресурсов предприятия (материальных, трудовых, финансовых, технологических, земли), заключающуюся в создании комплекса бизнес-единиц…» [31].
Наш практический опыт свидетельствует: при использовании бюджетирования на предприятии, подразделениям которого присвоен статус бизнес-единиц (центров ответственности), эффективность его деятельности повышается за счет следующих факторов.
Во-первых, сводится в единый баланс все множество финансовых потоков, связанных с формированием доходов и затрат. Решается проблема их согласования как на уровне предприятия, так и его отдельных подразделений.
Во-вторых, закрепление бюджетов за подразделениями переносит значительную часть ответственности за уровень заработной платы работников с директора предприятия на руководителей этих подразделений. Руководители среднего звена получают возможность управлять доходами и затратами своих подразделений в рамках общего бюджета предприятия.
В-третьих, реализуется принцип материальной заинтересованности всего персонала в результатах работы как своего подразделения и предприятия в целом. Фактический фонд заработной платы подразделения рассчитывается в конце бюджетного периода по остаточному принципу как неиспользованная часть установленного ему лимита затрат. Лимит растет с ростом доходов. Становится выгодным повышать доходы и снижать затраты, так как при этом будет расти зарплата.
В-четвертых, бюджетный процесс реализует на предприятии все функции управления, а именно - планирование, учет, анализ и регулирование. Причем управление ведется в режиме реального времени.
В-пятых, становится возможным ориентировать финансовую политику на решение конкретных проблем. Например, предприятие, находящееся в сложном финансовом положении, может заложить в основу бюджета график погашения своей просроченной кредиторской задолженности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.