1.2 ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЗАДАННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Экономический механизм большинства отечественных предприятий в настоящее время можно определить терминами «интегрированный, монолитный». Он характеризуется централизованным управлением активами, пассивами, доходами и затратами предприятия, а также процессом взаимодействия перечисленных экономических категорий.
В этом случае высокий уровень централизации управления предопределяет приоритет администрации предприятия при решении всех вопросов текущей деятельности.
Доходы аккумулируются в «единый котел», из которого ведется финансирование всех затрат предприятия. Так как руководитель предприятия несет ответственность за обеспечение дохода, он занимается и его распределением.
Затраты предприятия распределены, «размазаны» по всей его организационной структуре. Они распределены по отдельным подразделениям, участкам технологического процесса.
Плановый состав и уровень этих затрат устанавливаются централизованно. Прямые материальные затраты определяются исходя из норм расходов, объема выпуска продукции, цен на материалы. Тарифные ставки, должностные оклады устанавливаются администрацией предприятия. Уровень налогов задается государственными нормативными актами и т.п.
Фактический уровень затрат во многом зависит от подразделений. Подразделение может осуществить экономию или перерасход затрат, изменить их состав и структуру. В условиях применения традиционного экономического механизма подразделение заинтересовано скорее в нарастании, а не экономии затрат. Там, где планируется завышенный уровень затрат, проще скрывать собственные просчеты, потери от брака, хищения. Особенно в условиях отсутствия зависимости уровня оплаты труда от экономии затрат, характерных для большинства отечественных предприятий.
Опыт свидетельствует: ввиду сложной организационной структуры современного предприятия, большого количества разнообразных затрат, множества факторов, определяющих их уровень, централизованное управление затратами не эффективно.
Имущество является собственностью предприятия, как юридического лица. Это - логическая основа отчуждения отдельных субъектов-подразделений от управления имуществом. В связи с тем, что отдельные подразделения не имеют возможности управлять уровнем своих затрат, нет и экономической необходимости закрепления имущества за этими подразделениями.
Имущество управляется централизованно, то есть дирекцией предприятия, или от ее лица специализированным подразделением (например, службой главного механика). Вследствие этого невозможно оценить необходимость наличия каждого имущественного объекта на предприятии и эффективность его использования. Многие объекты основных фондов находятся на балансе предприятия, не используются, в то же время требуют значительных затрат на содержание (отопление, освещение, охрана, ремонт и т.п.).
Пассивы предприятия также являются объектом централизованного управления. Это объясняется тем, что задолженность существует как обязательства юридического лица – предприятия в целом. Подразделения, не имеющие юридической самостоятельности, не могут участвовать в сделках от своего лица.
В силу названных причин в традиционной системе управления только руководитель предприятия может также оценить полный объем доходов и затрат, а, следовательно, уровень финансового результата, то есть эффективность функционирования экономического механизма.
При распределении денежных средств, полученных в виде дохода, руководитель предприятия находится под жестким давлением всего остального персонала. Здесь целевая установка персонала, как правило, формулируется следующим образом: «получить в свое распоряжение возможно большую часть денежных средств, имеющихся у предприятия». При этом никого не интересует, как эти деньги появились на предприятии, заработаны или взяты в долг и т.п.
Такая ситуация возможна потому, что отсутствует система, устанавливающая связь объемов работ с уровнем затрат подразделения. Она порождает уравниловку, отсутствие заинтересованности в работе и экономии ресурсов.
Складывается парадоксальная ситуация: отсутствие заинтересованности персонала предприятия в результатах своей работы, традиционно относимое к недостаткам социалистической системы хозяйствования, оказалось присуще и рыночной экономике. Рамки предприятия как бы защищают персонал от рыночных отношений.
Руководители подразделений, на которых могло бы быть возложено управление эффективностью деятельности собственных подразделений, по существу, такой функцией не наделены. Во-первых, они не имеют полномочий балансировать собственные расходы с уровнем дохода предприятия. Во-вторых, они не обладают достаточной информацией. Руководитель подразделения - начальник цеха или отдела не может знать какую долю дохода предприятия можно направить на финансирование затрат его подразделения. Ведь он не имеет данных ни о величине полученного предприятием дохода, ни о потребностях других подразделений в финансировании их затрат.
В результате с руководителей подразделений снимается ответственность за уровень доходов и затрат как своего подразделения, так и предприятия в целом, а также за эффективное использование активов предприятия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.