Оценка технико-потребительских параметров проводилась по каждому параметру в отдельности по десятибалльной шкале. Каждый параметр оценивался по уровню значимости (весовой коэффициент). Для оценки экономических параметров берется относительный уровень цен на май 2003 года. Для более точного определения интегрального показателя конкурентоспособности по группам параметров используется индекс конкурентоспособности.
Индекс конкурентоспособности показывает процент отклонения уровня конкурентоспособности базового и сравниваемого товара. За базовый товар принимается продукция ЗАО «Борский силикатный завод».
Для более точного определения интегрального показателя конкурентоспособности по группам параметров используется индекс конкурентоспособности. Индекс конкурентоспособности базового и сравниваемого товара.
Индекс конкурентоспособности по технико-потребительским параметрам определяется по формуле 2.1:
, где Сум.к. - сумма баллов, набранных сравниваемым товаром (т.е. товаром конкурента), рассчитывается по формуле 2.2;
Сум.б. – сумма баллов, набранных базовым товаром.
,
где Di – коэффициент значимости (весомости) I-того технико-потребительского параметра;
gi – оценка параметра качества.
Коэффициенты значимости (весомости) определены методом экспертных оценок. Каждый эксперт оценивал важность каждого из параметров в процентах от уровня этого параметра.
В таблице 5 приведены средние коэффициенты значимости и средние оценки технико-потребительских параметров, которые получены при обработке данных экспертного опроса.
Индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам определяется по формуле 2.3:
,
где Sб – цена базового товара,
Sk – цена товара конкурирующей фирмы.
Индексы конкурентоспособности по экономическим параметрам приведены в таблице 5.
На основании индексов конкурентоспособности по техническим и экономическим параметрам, рассчитывается интегральный коэффициент конкурентоспособности по формуле 2.4:
К=Кт*Dт+Кэк*Dэк, где Dт – оценка значимости технико-потребительских параметров,
Dэк – оценка значимости экономических параметров.
Из таблицы 5 видно, что силикатный кирпич, производимый ЗАО «Борский силикатный завод» обладает наибольшей конкурентоспособностью, как технико-потребительским параметрам, так и по экономическим параметрам. ОАО «Кировский кирпичный завод» уступает по показателю конкурентоспособности и находится на третьем месте (таблица 5) .
Таблица 5 – Рейтинг производителей силикатного кирпича по интегральному показателю конкурентоспособности
Производитель |
Индекс конкурентоспособности |
1 ЗАО «Борский СЗ» |
1,00 |
2 ОАО «Силикатстрой» |
0,92 |
3 ОАО «Кировский кирпичный завод» |
0,90 |
4 ОАО «Костромской СЗ» |
0,87 |
5 ЗАО «Чуровской ЗССМ» |
0,83 |
6 ОАО «Котласский СЗ» |
0,76 |
Сравнивая коэффициенты значимости технико-потребительских и экономических параметров, которые составляют по оценке экспертов 40% и 60% соответственно, можно сказать, что конкурентоспособность продукции в большей мере зависит от экономических (в первую очередь от цены), чем от технико-потребительских параметров. Поэтому на конкурентоспособность продукции сильное влияние оказывают экономические (ценовые) факторы.
Предприятие реализует выпускаемую продукцию в основном предприятиям промышленного / гражданского строительства и сельскохозяйственным предприятиям (95%), а также индивидуальным частным застройщикам (5%). Поставки силикатного кирпича осуществляется железнодорожным транспортом – вагонами (17%), своим автотранспортом – центрозавозом (38%), автотранспортом покупателей – самовывоз (45%).
Реализация продукции осуществляется как в Кировский области, так и в других регионы. Наибольший объем продаж (88%) приходится на г.Киров и районы Кировской области.
Если рассматривать потребителей продукции ОАО «Кировский кирпичный завод» в географическом плане, то они будут располагаться в следующих регионах:
- Республика Башкортостан (29,5%)
- Пермская область (28,9%);
- Республика Коми (6,8%);
- Костромская область (15,9%) ;
- Курганская область (5,3%) ;
- Удмуртия (4,3%) ;
- Ямало-Ненецкий автономный округ (4,3%)
- прочие (5%).
В ходе анализа были выявлены следующие критерии совершения покупки потребителями:
- низкая цена (1-е место);
- соблюдение сроков поставки (2-е место);
- обеспечение необходимого качества продукции (3-е место);
- быстрота реагирования на заказы (4-е место);
- регулярность визитов и контактов (5-е место).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.