Квалификационные характеристики докеров-механизаторов, страница 2

Продолжение табл. 12,1

п/п

Краткая характеристика работ

Квалификационные характеристики докеров-механизаторов

IV класса

IIIкласса

II класса

I класса

13

Управление контейнерными погрузчиками

14

Управление судопогруэочными машинами

5 или 14

15

Управление стаккерами и реклаймерами

5 или 15

6 или 15 и 14

7 или 15 и 14 и 9

16

Управление портальными пневмоперегружателями

5 или 16

6 или 16 и 5 6 или 16 и 19

7 или 16 и 16 7 или 16 и 5 или 19

17

Управление тягачами портовыми с седельным устройством

——

6 или 17 и 8

7 или 17 и 11

18

Управление контейнерными перегружателями

6 или 5 и 18

7 или 6 и 18             7 или 18 и 11

19

Управление специальными машинами с приводом от двигателей внутреннего сгорания (трюмными, складскими)

5 или 19

6 или 5 и 19 6 или 19 и 8

7 или 6 и 19 7 или 19 и 11


Таблица 12.2

Виды машин

Количество сочетаний по классам квалификации

IV

III

II

I

Краны портовые, судовые краны, перегружатели, автопогрузчики, тракторы, бульдозеры, специальные машины с приводом от ДВС и т. п.

_

7

14

18

Машины внутрипортового транспорта и специальные машины с электроприводом, грузовые лифты, технологическое оборудование специализированных перегрузочных комплексов

4

4

4

4

С повышением класса квалификации увеличивается количество видов и вариантов сочетаний машин, которыми должен уметь управлять докер-механизатор.

В соответствии с Положением о присвоении класса квалификации рабочим комплексных бригад (докерам-механизаторам) необходимо:

для присвоения IV класса квалификации рабочие должны пройти теоретическое и практическое обучение по утвержденным программам и сдать испытания по проверке теоретических знаний (грузоведение, правила перегрузки грузов, принципиальное устройство механической и электрической части машин, сведения о всех портовых перегрузочных машинах, устройство грузовых помещений судов, складское хозяйство, охрана труда, основы электротехники и др.) и практических навыков по управлению соответствующими машинами;

для присвоения III класса квалификации рабочие должны отработать на перегрузочных процессах не менее 500 ч, имея квалификацию IV класса, сдать необходимые испытания;

для присвоения II и I классов квалификации рабочие должны отработать не менее 150 ч на перегрузочных машинах, предусмотренных квалификационными характеристиками, имея квалификацию соответственно III или II класса, сдать необходимые испытания.

Докеры-механизаторы, прошедшие теоретическое, практическое обучение и выдержавшие испытания на соответствующий класс квалификации, получают удостоверения единой формы, предусмотренной Правилами технической эксплуатации перегрузочных машин морских портов.

Докеры-механизаторы не реже одного раза в год проходят проверку знания ими производственных инструкций в объеме, соответствующемих классу квалификации, и в установленные сроки — проверку знаний инструкций по безопасности труда.

Подготовка и повышение квалификации докеров-механизаторов проводятся по программам, утвержденным Минморфлотом, в учебно-курсовых комбинатах портов, располагающих хорошо оборудованными учебными классами и специальными площадками для проведения практических занятий по управлению машинами. Подготовка докеров-механизаторов проводится в мореходных школах и специальных профессионально-технических училищах, а с 1981 г. в ряде мореходных училищ Минморфлота ведется подготовка кадров докеров-механизаторов со средним специальным образованием.

В 1986 г. квалификационная структура докеров-механизаторов характеризуется следующими данными (в % от общей списочной численности): I класса 20; II класса 14,9; III класса 19,3; IV класса 42,2; без класса квалификации (стажеры) 3,6.

В соответствии с квалификационными характеристиками докеры-механизаторы I, II, III класса полностью взаимозаменяемы в условиях производственного перегрузочного комплекса