Дороги и пароходства обязаны бесперебойно и ритмично подавать вагоны и суда в порты перевалки грузов. При массовых грузопотоках стороны согласовывают с отправителями календарный план подачи груза и тоннажа в порт перевалки, предусматривая перегрузку по прямому варианту (без выгрузки на склад), благодаря чему сокращается срок доставки груза. Иначе при перевозке грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении может значительно увеличиться срок доставки грузов в связи с задержкой их в пунктах перевалки. Поэтому согласно передовой технологии транспортного процесса для сокращения срока доставки грузов и пребывания подвижного состава транспорта в портах перевалки применяется три варианта организации подвода подвижного состава:
по специализированным взаимосогласованным расписаниям (ниткам графикам) с прибытием поездов и судов в пункт перевалки примерно в одно время. При этом интервалы между поездами должны быть равны времени на подачу, обработку и уборку предыдущего состава, т. е. технологически обусловлены. При использовании этого способа можно организовать перевалку груза по прямому варианту, но его трудно осуществить из-за сложности согласования срока прибытия морских судов;
по периодам суток. При больших расстояниях на железнодорожном и морском транспорте подход подвижного состава планируется по полусуткам, а при меньших — по четвертям суток. При этом можно также применять прямой вариант перевалки грузов;
без согласования времени прибытия. При работе подвижного состава каждого вида транспорта по обычным графикам, на основе взаимной информации о подходе подвижного состава устанавливается целесообразный вариант перевалки грузов. Обычно применяется чередование прямого и складского вариантов перевалки грузов.
Одной из главных форм организации вагонопотоков с мест их формирования является маршрутизация перевозок. Благодаря этому обеспечивается сокращение времени обработки вагонов на станциях и повышается скорость доставки грузов. Уставом железных дорог Союза ССР в планах перевозок предусматривается перевозка массовых грузов (уголь, руда, нефть, лес и др.) маршрутами, организуемыми отправителями (отправительские маршруты) и железными дорогами при помощи объединения групп вагонов одного направления в маршрутные поезда в соответствии с планом формирования маршрутов.
Характерны следующие разновидности маршрутов:
отправительские — организуются на подъездных путях или путях общего пользования одним отправителем груза;
ступенчатые — организуются одним отправителем на нескольких станциях или несколькими отправителями на одной или нескольких станциях;
кольцевые — обращаются между станциями погрузки и выгрузки без переформирования. Они организуются при наличии постоянного грузопотока и загрузки в оба направления.
Получают распространение ускоренные контейнерные маршрутные поезда, которые организуются по графику пассажирских поездов между промышленными пунктами; маршрутные тяжеловесные поезда (10—15 тыс. т и более), обращение которых осуществляется с использованием двух и более локомотивов, оборудованных системами телеуправления с головного локомотива и др.
Условия работы и порядок передачи грузов в каждом порту устанавливают узловым соглашением, заключаемым на три года между дорогой и портом в соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. При организации обработки вагонов узловые соглашения применительно к местным условиям предусматривают: порядок совместного сменно-суточного планирования работы пункта перевалки; места передачи грузов; сроки погрузки и выгрузки отдельных вагонов, их групп и маршрутов; порядок подачи, расстановки и уборки средствами станции груженых и порожних вагонов; вместимость и оснащенность грузовых фронтов; порядок приема, сдачи и взвешивания, дозировки грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о поступлении грузов, прибытии вагонов и судов, расписании подачи дорогой в порты маршрутов и др.
Основой для узлового соглашения служит единый технологический процесс работы порта и припортовой железнодорожной станции, который предусматривает комплекс операций, выполняемых с вагонами и судами с момента поступления их в пункт перевалки до отправления из него. При этом установлены рациональная система организации эксплуатационной работы станции и порта, передовые методы и способы обработки вагонов и судов, благодаря чему обеспечивается ритмичная, слаженная работа станции и порта, улучшение использования подвижного состава, повышение производительности и снижение себестоимости перегрузочных работ, обеспечение преимущественно перегрузки по прямому варианту.
Единые технологические процессы в каждом пункте перевалки учитывают местные особенности, род и количество грузов, однако основные, принципиальные положения их носят общий характер, а именно: ритмичная слаженная работа порта и станции на основе взаимной информации, единая система оперативного планирования и анализа работы, единые смены, кооперированное использование технических средств, четкая система общего диспетчерского руководства и др. Взаимосогласованные и утвержденные начальниками порта и станции сменно-суточные планы доводятся до сведения всех работников пункта перевалки до начала каждой смены.
Слаженность работы припортовой станции и порта отражается с помощью следующих производственных показателей работы станции:
рабочий парк станции — остаток вагонов к концу отчетных суток;
вагонооборот станции — количество прибывших и убывших вагонов за сутки;
простой грузового вагона — время нахождения вагона на станции в вагоно-часах;
статическая нагрузка вагона — средняя масса нетто (в тоннах), приходящаяся на один вагон при отправлении со станции погрузки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.