Макроэкономика: Учебное пособие (Разделы 1-6: Введение в макроэкономику. Макроэкономические показатели. Особенности переходного периода)

Страницы работы

93 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»

МАКРОЭКОНОМИКА

Учебное пособие

Комсомольск – на – Амуре

2008

УДК  330.101.541

ББК 65.012.2

М 15

Рецензенты:

В.Н. Коваленко, к.э.н., доцент кафедры экономики  АмГПГУ;                        

С.Г. Жилин, к.т.н.,  ст.науч.сотрудник ИМиМ ДВО РАН, доцент кафедры экономики АмГПГУ

                    Макроэкономика: учебное пособие / сост. Т.В.Железцова. –              

М         Комсомольск–на–Амуре: Изд – во АмГПГУ, 2008 – 90 с

В пособии представлен теоретический материал по основным разделам курса, практические задания и алгоритмы их решения, приложения и контрольные вопросы, при помощи которых студенты дистанционной формы обучения экономических специальностей смогут контролировать усвоение дисциплины.

Пособие содержит библиографический список по курсу, рекомендуемый для более глубокого изучения предмета.

УДК 330.101.541

ББК 65.012.2

© Т.В.Железцова, 2008

© Издательство АмГПГУ, 2008         

Оглавление

Предисловие…………………………………………………………..…4

Методические указания по изучению дисциплины………………….5

Раздел 1. Введение в макроэкономику. Макроэкономические показатели

1.1.  Введение в курс макроэкономики. Предмет и задачи курса.

Кругооборот доходов и продуктов………………………….…….....7

1.2. Валовой национальный продукт (ВНП), способы его измерения…………………………………………………………...…11

1.3.  Роль государства в рыночной экономике……………….…...…18

Раздел 2. Макроэкономическое равновесие

2.1. Потребление, сбережение, инвестиции ………………….…...21

2.2. Совокупный спрос и совокупное предложение

(модель AD - AS). Стабилизационная политика...…………….…...24

Раздел 3. Макроэкономическая нестабильность

3.1. Экономические циклы………………………………………...…30

3.2. Безработица и ее формы…………………………………..…..…34

3.3. Инфляция и ее виды……………………………………….…..…37

Раздел 4. Макроэкономическая политика государства

4.1. Денежно–кредитная политика……………………………........41

4.2. Бюджетно–налоговая политика………………………….....…..49

Раздел 5. Равновесие в открытой экономике……………………......…55

5.1. Международные экономические отношения………………......57

5.2. Внешняя торговля, торговая политика……………………..…..60

5.3. Платежный баланс и валютный курс……………………….…..64

Раздел 6. Особенности переходного периода…………………………..69

6.1. Формы собственности. Приватизация………………………..…71

6.2. Предпринимательство и теневая экономика..….………….…...72

6.3. Преобразования в социальной сфере………………..…………..74

Лабораторная работа…………….………………………………..…….…77

Вопросы для подготовки к экзамену……………………………...……..87

Библиографический список……………………………………..….…….89

Предисловие

Макроэкономика изучает экономическое поведение реального сектора экономики и его взаимосвязь с финансовым рынком. Ее интересует рынок всех товаров и услуг, рынок труда, финансовый рынок и его основные сегменты (денежный, валютный, рынок ценных бумаг), а также общий уровень цен. В макроэкономике различают два уровня: закрытую и открытую экономику. Закрытая экономика рассматривает поведение объединений домашних хозяйств, предпринимательского сектора, государства и сектора финансовых посредников. Открытая экономика, кроме перечисленных секторов, изучает также внешний сектор, имеющий дело с внешней торговлей и перемещениями капиталов между странами. Макроэкономика опирается на такие понятия, как совокупный доход и экономический рост, уровни потребления и сбережений, индекс потребительских цен и его изменение, уровень занятости, международная торговля и обменный курс, платежный баланс и т.д. Явления, изучаемые макроэкономикой, затрагивают жизнь каждого из нас, т.к. всех интересует, как быстро будут расти цены и что произойдет с доходами потребителей товаров и услуг, какими будут налоги и т.д. Макроэкономические проблемы также играют важную роль в международных отношениях. Данный курс поможет студентам лучше ориентироваться в экономических процессах внутри страны и за ее пределами.

Цель курса «Макроэкономика» – изучение общих закономерностей организации общественного производства в пределах национальных границ экономики и мирового хозяйства в целом.

Задачи учебного курса:

§  изучить макроэкономические концепции и модели, способы расчета основных макроэкономических показателей;

§  формировать навыки анализа экономических процессов и явлений, как в национальной, так и  международной экономике;

§  привить    навыки    решения    макроэкономических    задач,    построения аналитических выкладок и их графического подтверждения;

§  исследовать основные макроэкономические взаимосвязи, выявить их влияния на экономику страны.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения курса студент должен знать:

§  макроэкономические показатели и их взаимосвязи;

§  классические,  кейнсианские и неоклассические модели макроэкономики;

§  условия экономического роста;

§  причины и виды безработицы и инфляции;

§  принципы распределения и перераспределения доходов;

§  структуру финансовой системы,  сущность   и   инструменты фискальной политики;

§  принципы формирования спроса и предложения на денежном рынке;

§  условия равновесия в открытой экономике.

В результате изучения курса студент должен уметь:

§  воспроизводить   схему   построения   моделей,   выделяя   и   обосновывая предпосылки построения моделей;

§  доказывать   наиболее   важные   положения   моделей   с   использованием

Похожие материалы

Информация о работе