Макроэкономика: Учебное пособие (Макроэкономическое равновесие. Макроэкономическая политика государства)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»

МАКРОЭКОНОМИКА

Учебное пособие

Комсомольск – на – Амуре

2008

УДК  330.101.541

ББК 65.012.2

М 15

Рецензенты:

В.Н. Коваленко, к.э.н., доцент кафедры экономики  АмГПГУ;                        

С.Г. Жилин, к.т.н.,  ст.науч.сотрудник ИМиМ ДВО РАН, доцент кафедры экономики АмГПГУ

Оглавление

Раздел 1. Введение в макроэкономику. Макроэкономические показатели

1.1.  Введение в курс макроэкономики. Предмет и задачи курса.

Кругооборот доходов и продуктов………………………….…….....2

1.2. Валовой национальный продукт (ВНП), способы его измерения…………………………………………………………...…5

1.3.  Роль государства в рыночной экономике……………….…...…11

Раздел 2. Макроэкономическое равновесие

2.1. Потребление, сбережение, инвестиции ………………….…...11

2.2. Совокупный спрос и совокупное предложение

(модель AD - AS). Стабилизационная политика...…………….…...12

Раздел 3. Макроэкономическая нестабильность

3.1. Экономические циклы………………………………………...…16

3.2. Безработица и ее формы…………………………………..…..…18

3.3. Инфляция и ее виды……………………………………….…..…20

Раздел 4. Макроэкономическая политика государства

4.1. Денежно–кредитная политика……………………………........22

4.2. Бюджетно–налоговая политика………………………….....…..26

Раздел 5. Равновесие в открытой экономике……………………......…30

5.1. Международные экономические отношения………………......31

5.2. Внешняя торговля, торговая политика……………………..…..33

5.3. Платежный баланс и валютный курс……………………….…..35

Раздел 6. Особенности переходного периода…………………………..38

6.1. Формы собственности. Приватизация………………………..…39

6.2. Предпринимательство и теневая экономика..….………….…...40

6.3. Преобразования в социальной сфере………………..…………..41

Лабораторная работа…………….………………………………..…….…43

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

1.1  . Введение в курс макроэкономики. Предмет и задачи курса.

Кругооборот доходов и продуктов

Экономическая теория состоит из двух разделов: микроэкономика и макроэкономика. Название их происходит от двух греческих слов: «микрос» (малый), «макрос» (большой) и «ойкономия»  (управление хозяйством).

     Макроэкономика - это раздел экономической теории, призванный выяснить, как функционирует экономическая система в целом, как взаимодействуют экономические агенты и экономические рынки друг с другом.

Макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики, поэтому оперирует совокупными (агрегированными) величинами, такими как валовой продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, потребление, инвестиции, общий уровень цен, государственный долг и т.д.

Основы современной методологии макроэкономики были заложены в конце XIX - начале XX веков, углублены и развиты в 30-е годы XX столетия. Выделение макроэкономики в отдельную дисциплину было вызвано глубокими социально-экономическими изменениями, произошедшими в результате следующих событий ХХ в.:

I. Первая мировая война (1914 – 1918 гг), для проведения которой правительствам воюющих стран потребовалась качественная статистическая информация (все виды ресурсов, их взаимосвязи), чтобы спланировать соотношение расходов на боевые действия и хозяйственные отношения внутри государства.

II. Выход в свет труда У.Митчелла «Экономические циклы» (20–е годы), в котором описывались и просчитались наблюдаемые в английской экономике повторяющиеся процессы чередования стабильности и нестабильности за 100 лет. Автор обосновал необходимость управления нестабильными экономическими явлениями.

III. Великая депрессия (1929 – 1933 гг), которая показала взаимозависимость экономической нестабильности с политикой. Анализ причин, глубину кризиса и пути выхода из него в 1936 г. предложил Дж.Кейнс в книге «Общая теория занятости, процентов и денег».

Современная макроэкономика изучает:

а) национальный продукт – агрегированный статистический показатель, характеризующий объем производства в данном промежутке времени в пределах географических границ экономики;

б) равновесие и неравновесие на макроэкономических рынках: потребительских товаров и услуг, экономических ресурсов, финансовом и валютном;

в) экономический рост, его факторы и темпы;

г) состояние государственного бюджета     и     финансирование     бюджетного дефицита;

д) состояние платежного баланса и валютный курс

Макроэкономические процессы изучаются при помощи типичных и специфических методов:  

I. Типичные (общие) методы:

1) Группа методов формальной логики – изучение явления со стороны его структуры, формы (основатель Аристотель). Рассматривает категории: понятие  (фиксированная мысль о предмете); суждение (утверждение или отрицание чего–либо); умозаключение (цепочка исходных знаний, позволяющая сделать вывод); анализ (разделение исследуемого явления на обособленные части и изучение каждой части как необходимого элемента целого); синтез (объединение элементов в единое целое, общий вывод); индукция (умозаключения от частного к общему); дедукция (познание от общего к частному); сравнение (определяет сходство или различие явлений и процессов); аналогия (перенос общего или ряда свойств с известного явления на неизвестное); проблема (четко сформулированный вопрос или комплекс

Похожие материалы

Информация о работе