Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
МАКРОЭКОНОМИКА
Учебное пособие
Комсомольск – на – Амуре
2008
УДК 330.101.541
ББК 65.012.2
М 15
Рецензенты:
В.Н. Коваленко, к.э.н., доцент кафедры экономики АмГПГУ;
С.Г. Жилин, к.т.н., ст.науч.сотрудник ИМиМ ДВО РАН, доцент кафедры экономики АмГПГУ
Оглавление
Раздел 1. Введение в макроэкономику. Макроэкономические показатели
1.1. Введение в курс макроэкономики. Предмет и задачи курса.
Кругооборот доходов и продуктов………………………….…….....2
1.2. Валовой национальный продукт (ВНП), способы его измерения…………………………………………………………...…5
1.3. Роль государства в рыночной экономике……………….…...…11
Раздел 2. Макроэкономическое равновесие
2.1. Потребление, сбережение, инвестиции ………………….…...11
2.2. Совокупный спрос и совокупное предложение
(модель AD - AS). Стабилизационная политика...…………….…...12
Раздел 3. Макроэкономическая нестабильность
3.1. Экономические циклы………………………………………...…16
3.2. Безработица и ее формы…………………………………..…..…18
3.3. Инфляция и ее виды……………………………………….…..…20
Раздел 4. Макроэкономическая политика государства
4.1. Денежно–кредитная политика……………………………........22
4.2. Бюджетно–налоговая политика………………………….....…..26
Раздел 5. Равновесие в открытой экономике……………………......…30
5.1. Международные экономические отношения………………......31
5.2. Внешняя торговля, торговая политика……………………..…..33
5.3. Платежный баланс и валютный курс……………………….…..35
Раздел 6. Особенности переходного периода…………………………..38
6.1. Формы собственности. Приватизация………………………..…39
6.2. Предпринимательство и теневая экономика..….………….…...40
6.3. Преобразования в социальной сфере………………..…………..41
Лабораторная работа…………….………………………………..…….…43
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1.1 . Введение в курс макроэкономики. Предмет и задачи курса.
Кругооборот доходов и продуктов
Экономическая теория состоит из двух разделов: микроэкономика и макроэкономика. Название их происходит от двух греческих слов: «микрос» (малый), «макрос» (большой) и «ойкономия» (управление хозяйством).
Макроэкономика - это раздел экономической теории, призванный выяснить, как функционирует экономическая система в целом, как взаимодействуют экономические агенты и экономические рынки друг с другом.
Макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики, поэтому оперирует совокупными (агрегированными) величинами, такими как валовой продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, потребление, инвестиции, общий уровень цен, государственный долг и т.д.
Основы современной методологии макроэкономики были заложены в конце XIX - начале XX веков, углублены и развиты в 30-е годы XX столетия. Выделение макроэкономики в отдельную дисциплину было вызвано глубокими социально-экономическими изменениями, произошедшими в результате следующих событий ХХ в.:
I. Первая мировая война (1914 – 1918 гг), для проведения которой правительствам воюющих стран потребовалась качественная статистическая информация (все виды ресурсов, их взаимосвязи), чтобы спланировать соотношение расходов на боевые действия и хозяйственные отношения внутри государства.
II. Выход в свет труда У.Митчелла «Экономические циклы» (20–е годы), в котором описывались и просчитались наблюдаемые в английской экономике повторяющиеся процессы чередования стабильности и нестабильности за 100 лет. Автор обосновал необходимость управления нестабильными экономическими явлениями.
III. Великая депрессия (1929 – 1933 гг), которая показала взаимозависимость экономической нестабильности с политикой. Анализ причин, глубину кризиса и пути выхода из него в 1936 г. предложил Дж.Кейнс в книге «Общая теория занятости, процентов и денег».
Современная макроэкономика изучает:
а) национальный продукт – агрегированный статистический показатель, характеризующий объем производства в данном промежутке времени в пределах географических границ экономики;
б) равновесие и неравновесие на макроэкономических рынках: потребительских товаров и услуг, экономических ресурсов, финансовом и валютном;
в) экономический рост, его факторы и темпы;
г) состояние государственного бюджета и финансирование бюджетного дефицита;
д) состояние платежного баланса и валютный курс
Макроэкономические процессы изучаются при помощи типичных и специфических методов:
I. Типичные (общие) методы:
1) Группа методов формальной логики – изучение явления со стороны его структуры, формы (основатель Аристотель). Рассматривает категории: понятие (фиксированная мысль о предмете); суждение (утверждение или отрицание чего–либо); умозаключение (цепочка исходных знаний, позволяющая сделать вывод); анализ (разделение исследуемого явления на обособленные части и изучение каждой части как необходимого элемента целого); синтез (объединение элементов в единое целое, общий вывод); индукция (умозаключения от частного к общему); дедукция (познание от общего к частному); сравнение (определяет сходство или различие явлений и процессов); аналогия (перенос общего или ряда свойств с известного явления на неизвестное); проблема (четко сформулированный вопрос или комплекс
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.