Философия: Учебное пособие (Разделы 1-11: Что такое философия? Смысл жизни), страница 31

Христианство было господствующей доктриной в западном мире на протяжении Средних веков. Но постепенно статус его стал снижаться. Этому способствовали новшества в католичестве, которые вызвали недовольство населения, например выпуск индульгенций, купив которые, верующий считался прощенным за свои грехи. Орден иезуитов прославился гонениями на еретиков и инакомыслящих, а инквизиция ужасала своими жестокими мерами — от пыток до сжигания на костре.

Восставшие против не нравящегося им в деятельности церкви протестанты, хотя и руководствовались стремлением очистить христианскую религию, подготовляли кризис католичества.

Почему два основных пика средневековой европейской философии оказались так далеки друг от друга во времени — почти на тысячелетие? Дело в  том,   что   Августин   жил   вблизи   точки возникновения средневековой философии, когда позиции античной философии оставались еще очень сильны, и неоплатонизм, повлиявший на Августина, был активным и влиятельным направлением в культурной мысли. Это был первый плодотворный синтез философии и религии.

Вторая основная точка средневековой философии приходится на то время, когда господствующее положение церкви начало ослабевать и создались условия для еще одного плодотворного синтеза философии и религии. К этому подталкивал европейскую философию и пример арабской философии, где традиционно сильно было влияние Аристотеля, и внутренняя динамика собственного развития по направлению к эпохе Возрождения, когда пробуждается интерес к античной культуре в целом и к античной философии в частности. Так что не удивительно, что два культурных пика в развитии средневековой европейской философии пришлись на ее начало и конец.

В целом, средневековая философия была отходом от античной философии в направлении решения проблем, поднятых христианством и исламом. Главенствующее положение религии в культуре определило своеобразие этого круга развития философии, которую можно назвать философией религиозной. Философия эпохи зрелого Средневековья, начиная с XI-XII вв., пребывая под влиянием христианства, дала удивительно яркие плоды в своем развитии, подготовив весьма благоприятную почву для дальнейшего своего движения. Творчество Августина, Фомы Аквинского, Абеляра, Авиценны, Роджера Бэкона, Уильяма Бэкона и др. по уровню своей интеллектуальной культуры и значимости не уступает выдающимся учениям мыслителей последующих времен.



Подпись:


раздел 4. философия возрождения


Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических                      принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественно - научному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии. Эпоха Возрождения характеризуется возросшим интересом к античной культуре в целом и к античной философии в частности. Это нашло свое воплощение в самом названии этого периода истории. Возрождение делится на раннее (XIV—XV вв.), среднее (XVI в.) и позднее (XVII в.). Началось Возрождение в Италии, что не удивительно, так как именно на этой территории процветала античность, к которой снова пробудился интерес, а затем постепенно продвигалось на север