Лекция 19,20
Практические критерии устойчивости нагрузки.
В соответствии с зависимостью М=¦(S) признаком устойчивости асинхронного двигателя при постоянстве тормозного момента является положительный знак производной вращающего момента двигателя по скольжению
- практический критерий статической устойчивости нагрузки.
- граница нарушения устойчивости.
Однако вычисление этой производной возможно лишь при условии представления множества двигателей нагрузки одним эквивалентным. Определение параметров эквивалентного двигателя часто затруднительно, что заставляет искать другие решения, позволяющие подойти к оценке устойчивости асинхронных двигателей в электрических системах, не выделяя их в составе комплексной нагрузки.
Исходя из зависимости Q =¦(E):
- граница нарушения устойчивости
Предложенные две границы нарушения устойчивости равнозначны и позволяют исследовать устойчивость одиночных двигателей или группы двигателей подключенного к одному генератору.
В случае если узел содержит разные элементы нагрузки и количество генераторов разное, то удобнее пользоваться другой границей нарушения устойчивости, которая может быть получена из зависимости Q =¦(E):
- граница нарушения устойчивости
Докажем равнозначность границ нарушения устойчивости между собой, для этого рассмотрим такую схему.
Еэ
– эквивалентная ЭДС всех генераторов, не зависящая от Uнагр
Продифференцируем U по Е:
Þ
Следовательно, третья граница устойчивости эквивалентна второй границе, а т.к. I и II границы эквивалентны, то три границы равнозначны.
Задача
Узел нагрузки питается от станции соизмеримой мощности и содержит комплексную нагрузку: асинхронные двигатели (60%), осветительная нагрузка (40%). При напряжение на шинах нагрузки Uном, активная мощность нагрузки Рн*=0,9Р*, Qн*=0,7Q*, реактивное сопротивление системы Xc*=0,8/
Как правило, комплексная нагрузка узла задается в виде таблицы или статических характеристик.
U*нагр |
1 |
0.95 |
0.9 |
0.8 |
0.75 |
0.7 |
P* |
1 |
0.941 |
0.893 |
0.855 |
||
Q* |
1 |
0.885 |
0.844 |
0.88 |
||
P*нагр |
0.9 |
0.874 |
0.848 |
0.804 |
0.785 |
0.77 |
Q*нагр |
0.7 |
0.653 |
0.62 |
0.591 |
0.596 |
0.616 |
Eэ |
1.72 |
1.67 |
1.634 |
1.61 |
1.62 |
1.66 |
Qэ |
1.74 |
1.703 |
1.71 |
1.841 |
1.98 |
2.204 |
Факторы, влияющие на устойчивость узла нагрузки:
1.
Рис.7
Предположим, что d увеличился. То место электропередачи, где U при больших качаниях или асинхронном ходе достигает минимального значения называется центром качания. Чем ближе нагрузка подключена к центру качаний, тем больше вероятность нарушения устойчивости узла нагрузки.
При условии, что Е1=Е2, Х1=Х2 зависимость промежуточного напряжения, например в точке А2 будет иметь вид:
2. Влияние на устойчивость нагрузки возбуждения генератора.
Рис.9
---- вследствие каких-то причин характеристика снижается
(.)1 – точка устойчивой работы
(.)2 -точка неустойчивой работы
- коэффициент запаса устойчивости нагрузки
Регулирование возбуждения генератора способствует увеличению устойчивости узла нагрузки
Рис.10
3. Влияние на устойчивость компенсации реактивной мощности.
|
Компенсация реактивной мощности приводит к снижению мощности узла нагрузки.
Для обеспечения устойчивости узла нагрузки при компенсации реактивной мощности предусматривают меры по увеличению устойчивости узла нагрузки ( например регулирование возбуждения генератора)
Задача
Выяснить влияние на устойчивость нагрузки компенсации реактивной мощности с помощью конденсатора в трех случаях:
1.компенсация отсутствует cosj=0.89
2.компенсация соответствует cosj=0.95
4. реактивная мощность скомпенсирована полностью cosj=0.1
Ракт – мощность потребляемая двигателем, при U*=1 Pакт*=1
Хс=0.5, Хм=4.1, ХS=0.2, R2=0.024
При расчете скольжения будем считать, что активная мощность остается величиной постоянной
1.cosj=0.89 (компенсация реактивной мощности отсутствует).
Задаваясь U находим S
Составим таблицу:
U |
1 |
0,9 |
0,8 |
0.75 |
0.707 |
S,% |
1,34 |
1,71 |
2,4 |
3,03 |
4,97 |
QS |
0,268 |
0,344 |
0,485 |
0,611 |
1 |
Qm |
0,244 |
0,197 |
0,156 |
0,137 |
0,122 |
Q |
0,512 |
0,541 |
0,641 |
0,748 |
1,12 |
Eэ |
1,35 |
1,32 |
1,35 |
1,41 |
1,66 |
2. cosj=0.95
-мощность скомпенсированная конденсатором
Преобразуем схему замещения заменив Хm и ХК эквивалентным сопротивлением Хэ
Производя расчет аналогично расчету без компенсации реактивной мощности получим зависимости Еэ от U при компенсации сosj до 0,95
U |
1 |
0,9 |
0,8 |
0.75 |
0.707 |
Qm |
0,06 |
0,055 |
0,048 |
0,045 |
0,043 |
Q |
0,328 |
0,399 |
0,533 |
0,656 |
1,043 |
Eэ |
1,27 |
1,25 |
1,29 |
1,36 |
1,46 |
Хк скомпенсировало Хm и осталось ХК чтобы скомпенсировать ХS
Проведя аналогичный расчет как в предыдущем и заполнив таблицу получим:
U |
1 |
0,9 |
0,8 |
0.75 |
0.707 |
Eэ |
1,012 |
1,012 |
1,015 |
1,07 |
1,1 |
Получаем зависимости для трех случаев:
Вывод: компенсация реактивной мощности нагрузки батареями статических конденсаторов может приводить к существенному снижению запаса устойчивости асинхронного двигателя и при высокой степени – к «лавине напряжения».
Улучшение cosj с 0.89 до 0,95 снижает запас устойчивости нагрузки в 1,5 раза, а с 0,89 до 1- практически приводит к неустойчивости узла нагрузки.
Общий вывод.
В системах, где работа нагрузки не влияет на величину напряжения на ее шинах (шины мощной системы), значение критического напряжения обуславливается критическим напряжением эквивалентного двигателя.
В системах, когда мощность двигателей соизмерима с мощностью генераторов, величина критического напряжения, как правило, больше критического напряжения эквивалентного двигателя, что обусловлено возможностью появления «лавины напряжения» при .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.