устойчивую индивидуальную характеристику, свойство фенотипа, или конституции ребенка. Именно эта особенность конституции лежит в основе возникновения и рецидивирования тех или иных заболеваний и их тяжелого или неблагоприятного течения. Поэтому нет и не может быть отдельных симптомов или признаков, доступных для непосредственного исследования и патогмоничных для конституционального диагноза, который нужен врачу и пациенту. Заключение, или конституциональный диагноз по особенностям иммунологической реактивности, может быть поставлен в результате оценки последовательной цепи болезней или анамнеза перенесенных заболеваний и реакций в совокупности с лабораторными показателями, характеризующими устойчивые особенности иммунологических данных, свойственных больному ребенку.
1. Для детей с вероятно сниженным иммунным ответом или иммунологической несостоятельностью по типу первичных иммунодефицитных состояний В-клеточной системы характерно:
а) повторные и тяжелые гнойные заболевания, вызываемые стрептококками, пневмококками или гемофильной палочкой. В то же время относительно редко — возникновение проблем с грибковыми или вирусными возбудителями (исключение энтеровирусный энцефалит и полиомиелит);
б) наличие в анамнезе отитов, синуситов, повторных пневмоний, гнойных конъюнктивитов, требующих одного или нескольких курсов антибактериального лечения;
в) диарейные болезни или расстройства, связанные с лямблиозом;
г) умеренное отставание в росте.
2. Для детей с возможными первичными иммунодефицитами Т-клеточной системы характерно:
а) повторные тяжелые инфекции, вызываемые вирусами, грибковые осложнения и заболевания, инвазии простейшими, упорные гельминтозы;
б) тяжелые осложнения на иммунизацию живыми вирусными вакцинами или вакциной ВСО;
в) частые диарейные расстройства;
г) истощение, отставание в росте и развитии;
д) концентрация опухолевых заболеваний в семье.
3. Для первичных фагоцитарных расстройств характерно:
а) повторные кожные инфекции и грибковые поражения кожи. Наиболее вероятные бактериальные возбудители: стафилококк, псевдомонас, кишечная палочка, из грибов — аспергиллиум;
б) абсцессы подкожной клетчатки, легких;
в) гнойные артриты и остеомиелиты.
4. Для недостаточности комплемента характерно:
а) повторные бактериальные инфекции, вызванные пиогенными возбудителями типа пневмококка или гемофилъная палочка;
б) необычная чувствительность и частота гонококковой и менинго-кокковой инфекций;
в) повторные тяжелые заболевания дыхательных путей и кожи;
г) концентрация в семье случаев системной красной волчанки, ревма-тоидного артрита или гломерулонефритов.
Кроме анамнеза и общеклинического обследования, для детей, требующих диагностических заключений с целью подтверждения или исключения иммунодефицитных состояний, используются различные специальные методы исследования. Учитывая сложность и относительно высокую стоимость ряда специальных лабораторных методов, разработана система последовательного обследования больных детей, начиная от относительно простых тестов скринирующего плана до тестов 1-го и затем 2-го уровня (табл.22.17).
Таблица 22.17 Иерархия лабораторных тестов
Уровни тестов |
Комплимент |
Фагоциты |
Антитела |
Клетки |
Скрининг |
СН50 |
Подсчет и морфология |
Исследование иммуноглобулинов |
Кожные тесты на ГЗТ |
Первый уровень |
Тест с тетразолием, фактор адгезии |
Титры изогемагглютининов и антител к столбняку |
Подсчет субпопуляций: CD3, CD4, CD8, CD45, RO |
|
Второй уровень |
Все факторы системы |
Хемокинез и хемотаксис |
Тестовая иммунизация |
Исследование трансформации в культурах и генерации цитокинов |
В качестве примера более сложного уровня исследований приводим нормативные параметры для диагностики сывороточных уровней и генерации цитокинов. Данные приведены в табл. 22.18.
Наряду с лабораторными методами в иммунологии находят широкое применение методы кожного тестирования, а в аллергологии — и функциональные пробы. Вариантами таких функциональных проб являются и методы элиминации — провокации, направленные на точное выявление этиологических аллергенов и проводимые в силу их относительно высокого риска в стационарных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.