Методическая разработка для практических занятий по ОЗ и З для студентов факультета ВСО заочной формы обучения
1.Тема: Вариационная статистика. Методика построения и анализа вариационных рядов.
2. Цели занятия: Понять, что анализ количественных признаков в вариационной статистике невозможны без предварительной обработки собранного материала.
2.1 Уметь строить простой (не сгруппированный) и сгруппированные вариационные ряды.
3. Предварительный контроль знаний.
3.1 Что включает в себя понятие вариационная статистика;
3.2 Что обозначает и содержит знак «V»-варианта;
3.3 Что обозначает знак «Р»- пэ
3.4 Какой ряд величин можно назвать вариационным рядом;
3.5 Что значит выражение:” варьирующее значение количественного значения учетного признака”;
3.6 Можете ли вы объяснить понятие прерывного или дискретного вариационного ряда и непрерывного вариационного ряда;
3.7 Построение простого вариационного ряда;
3.8 Как строится сгруппированный вариационный ряд;
4. Основные понятия и положения темы.
Осуществленный сбор статистического материала непригоден к статистическому анализу и требует предварительной обработки. Мы уже усвоили статистические коэффициенты, которые то же выражаются в количественных показателях. Но они пригодны для качественного анализа, так как по своей сущности они альтернативны. Вспомним коэффициенты рождаемости, смертности, заболеваемости, инвалидности. Человек может родиться и не родиться; умереть и не умереть; заболеть и не заболеть; стать инвалидом и не стать им. Для превалирования конечного результата необходимо много факторов. Демографические коэффициенты и коэффициенты здоровья фиксируют только конечный результат по фактам рождаемости, смертности, здоровья, инвалидности. Но этого недостаточно для практической и теоретической медицины.
Часто приходится обобщать количественные признаки, которые в однородной совокупности имеют несколько одинаковых значений или частей (Р). Объединяющим показателем однородности явлений в совокупности являются средние величины, с которыми мы ознакомимся на следующем занятии.
Но для этого следует знать, что без полстроения вариационного ряда мы не можем определить средние величины. Вариационный ряд – это совокупность числовых значений, меняющегося, варьирующегося количественного признака: рост, вес, дни лечения, длительность больничных листов или дней нетрудоспособности, частота пульса и частота дыхания, меняющийся АД и температура тела и т.д.
В статистике различают : малые наблюдения по количеству вариантов до 30 и наблюдения выше 30. Количественная величина одного признака обозначается знаком «V»-варианта. Частота встречаемости одного значения обозначается знаком «Р».
Вариационный ряд вскрывает зависимость между величиной признака и его частотами.
К простым вариационным рядам относят малые наблюдения, которые распределяются по возрастающему или убывающему порядку численных значений вариант. В простом вариационном ряду варианты не группируются.
Но чаще в собранном статистическом материал встречается достаточно много вариант одного значения и тогда выяснить зависимость величины признака и его частот без группировок не представляется возможным. Разбивка на сгруппированный вариационный ряд проводится по определенным статистическим требованиям, которые называются этапами:
4.1 В ряду распределения определяется количество групп по таблице:
Число вариант |
31-45 |
46-100 |
101-200 |
201-500 |
Число групп |
6-7 |
8-10 |
11-12 |
13-17 |
Число групп подбирается в зависимости от количества, чем меньше численные значения вариант, тем больше избирается групп, но не меньше пяти.
4.2 вычисляется интервал группы ( i ) по формуле:
Vmax-Vmin
i =
Число групп
4.3 Определяется начало ,середина и конец групп.
Длительность лечения в днях V группы |
Середина группы |
Кол-во пролеченных больных по дням или частота группы ( Р) |
3-5 |
4 |
5 |
6-8 |
7 |
8 |
9-11 |
10 |
15 |
12-14 |
13 |
9 |
15-17 |
16 |
5 |
18-20 |
19 |
3 |
Для групп (3-5) начало-3, коек 4, для группы 6-8дней, начало-6, и т.д..
В свою очередь вариантные ряды делятся на прерывные ( дискретные) и неприрывные это будет незаметно если не знать какие количественные признаки разбиты в группировки. В прерывных рядах смежные варианты отличаются на единицу. В нашем примере конец группы не отличаются от начала следующей группы 6-8 дней. Непрерывные ряды обычно разделяют такие признаки как время, вес новорожденных и линейные размеры.
4.4 Графическое изображение вариационного ряда по данным нашего примера на оси абсцисс откладывается частота ( Р) группы или число больных. На оси ординат откладывается значения вариант. В нашем примере, это группировки длительности лечения.
16
20
5. Самостоятельная работа
задача №1
Собран статистический материал по первичной заболеваемости (числа впервые установленных заболеваний в течении 6 дней) в поликлинике № 22, 18, 25, 25, 17, 23, 24.
Составте вариантный ряд, отобразите графики.
Задача № 2 Собран статистический материал по больничным листкам ( в днях нетрудоспособности) 3,3,19,20,18,22,10,6,3,3,6,10,12,18,19,20,12,10,6,3,18,19,20,19,18.
Составте сгруппированный вариантный ряд, отобразите графики.
1.Литература: Методическое пособие «Статистические требования к выборочному методу исследования. Статистические показатели характеризующие общественное здоровье и здравоохранение». «Кафедра медицинского страхования менеджмента и маркетинга»КраГМА 2002
2. «Социальная гигиена и организация здравоохранения»- под редакцией А.Ф. Серенко,
М.,1984,123-126.
3. Учебное пособие по медицинской статистики под редакцией проф. Е.А Белинской. Л.,1972. С.173
4. «Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения», Ю.П.Лисицин, Н.Я. Копыта, 1984, с78
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.