Введение в специальность. Конструирование РЭС. Общие вопросы, страница 7

Характеристики условий эксплуатации РЭС.

Факторы могут быть субъективно-действующие и объективные. Субъективные - факторы зависящие от конструктора, технолога и обслуживающего персонала. Объективные - факторы, независящие не от конструктора, ни от технолога, ни от обслуживающего персонала. Объективные факторы можно разделить на климатические, механические, радиационные и биологические.

Климатические (температура, влажность, давление, солнечное излучение, дождь, пыль, соляной туман, гидростатическое давление воды и содержание в воздухе коррозионных объектов). Нормальные климатические факторы - температура 25± 10, влажность  45-80%, атмосферное давление 630-800 мм рт ст.

Рассмотрим особенности конструкции РЭС, применительных к условиям эксплуатации. Классификация по назначении и виду объекта по установке. Согласно этой классификации РЭС подразделяется на бортовую, морскую, наземную и бытовую. И каждая категория делится на группы.

Бортовая РЭС:

Устанавливается на летательных аппаратах (самолеты, вертолеты, ракеты, космические ракеты).

Особенности:

Самолетная и вертолетная РЭС характеризуется кратковременностью непрерывной работы. Проводится предполетная подготовка. Аппаратура устанавливаемая на них выполнена в виде конструктивно законченных блоках с современными элементами и быстросъемными механическими креплениями. Аппаратура прямоугольных форм, за исключением тех, которые устанавливаются в специальных отсеках.

Космическо-ракетная РЭС:

Требования:

Высокая безотказная работа.

Высокая ремонтопригодность. Работы в условиях высоких механических нагрузок. Работы в условиях термоударах. Большой сохранностью при многолетнем хранении. Особая ограниченность массы и габаритов.

Общие особенности всех РЭС:

Наличие дистанционного управления.

Для улучшения надежности используется многократное консервирование, термостатирование.

Морская:

Судовая, корабельная и буйковая.

Характеристики:

Конструктивное исполнение определяется классом корабля (судна), местом установки на корабле.

В частности для малых кораблей аппаратура приближается по своим требованиям к самолетам. Дополнительно должен быть кожух, который предохраняет от механический и других воздействий. Размещения РЭС в рубках нестоль критично. Конструкция морской РЭС для крупных судов схоже с конструкцией наземных стационарных РЭС, отличаюсь от них только дополнительной защитой от воды и защищенностью от высокочастотных или низкочастотных помех.

Буйковая:

Навигационные цели и характеризуется следующими особенностями

Особая продолжительностью необслуживаемой эксплуатацией.

Работа в морской воде в плавающем или погруженном состоянии

Устойчивость к воздействию ударных нагрузок (возникающие при сбрасывание буйка).

Особые требования по прочности, герметичность и коррозийной стойкости.

Наземная РЭС:

Возимые, носимые, стационарные.

Устанавливается на транспортных средствах (кузов, кабина автомашины), на жд транспорте, на военном транспорте и т.д. аппаратура работает в условиях воздействия влаги, пыли, вибрации, динамических перегрузок. Конструкции наземной возимой РЭС близка к конструкции морской РЭС.

Приняты следующие принципы построения:

Блочный

Автономное размещение блоков в различных местах кузова (определяет шумометрическую форму этих блоков)

Конструктивная схема построения:

Функциональный узел - блок- шкаф (стойка) - объект установки.

Возимая:

Масса каждой стойки не должна превышать 100 кг.

Носимая:

Относится к РЭС которая переносится одним человеком или вьючными животными (переносные рации).

Стационарная:

Устанавливается в производственных сообщениях на весь срок службы и конструируется в виде стоек, шкафов и пультов.

Существует несколько систем базовых конструкций.

Бытовая:

Может быть возимая, носимая, переносная и стационарная.

Разновидность наземной аппаратуры.  Особое значение для бытовой РЭС имеют вопросы внешней эстетики.

РЭС зависит от объекта установки и тактики ее использования можно разбить на следующие группы: стационарная (в жилых помещениях), носимая(в походных условиях), возимая (бортовая). Специфические принципы формообразования. Можно выделить основные тенденции в развитии стационарной бытовой РЭС.

Стилеобразование: подчеркивать техническое совершенства и стремление приблизить к аппаратуре профессионального класса.