ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности специалиста. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстро меняющейся действительности.
Профессиональное развитие человека стало предметом исследования психологов в начале прошлого столетия. В прикладных отраслях психологии — психотехнике и психологии труда — при изучении проблем развития и совершенствования трудовых умений и навыков, рационализации трудовой деятельности, работоспособности, психологической характеристики профессий, профотбора и рационального использования кадров исследовались различные аспекты психологии профессиональной успешности работников, а следовательно, механизмы и закономерности профессионального развития. В это же время в индустриальных странах Европы и США возникали психологические теории профессионального развития.
На первых порах главное внимание уделялось поиску возможностей повышения эффективности производства. Во второй половине XX столетия в рамках исследования карьеры специалистов начали разрабатываться новые концепции профессионального развития. Продвижение по должностным ступеням стало рассматриваться в них как процесс реализации человеком себя, своих возможностей в условиях профессиональной деятельности.
В последнее время в зарубежной психологии получила распространение концепция поливариантной карьеры. Ее основные положения заключаются в следующем:
- профессиональная биография каждого работника признается уникальной;
~ динамику профессионального развития определяют карьерные циклы, каждый из которых состоит из мини-стадий профессионального становления;
- переход от одной стадии к другой сопровождается краткими, по интенсивными периодами обучения (повышение квалификации);
- профессиональная успешность обеспечивается уровнем разпития метаумений, так называемых компетенций.
В отечественной психологии в 1980-е гг. исследования проблем профессионального развития велись по таким направлениям:
- профессиональное становление;
- формирование профессионализма и профессионализация субъекта деятельности;
- профессиональное самоопределение личности.
В исследованиях четко проводился субъектно-деятельностный подход, важное значение придавалось активности самой личности — сценаристу своей успешной профессиональной жизни. В качестве механизмов профессионального развития рассматривались саморегуляция, саморазвитие, самоорганизация. Дифференциация профессионального развития на этапы, стадии, периоды осуществлялась по различным критериям; по уровню выполнения деятельности, социальной ситуации, ведущей деятельности, уровню профессионализма и др. Главное внимание уделялось исследованию психологических феноменов, механизмов и закономерностей продуктивного профессионального развития.
В конце 1980-х гг. в отечественной психологической науке оформилась новая отрасль — акмеология, Ее особенность — ориентация на прогрессивное развитие личности и ее самосовершенствование. Акцент делался на закономерностях развития профессионализма.
Анализ многочисленных отечественных и зарубежных исследо
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.