Обучение детей старшего дошкольного возраста связным высказываниям типа рассуждений с использованием методов ОТСМ – ТРИЗ, страница 2

С детьми решали проблемные ситуации, типа «орангутанг на дереве», «ниндзя в замке», «как спасти парикмахера». Например: ребенку предлагалось послушать сказку «Принц с ослиными ушами». Сказка дочитывалась до места, где говорилось о болезни парикмахера: «...Вдруг парикмахер  занемог. Болезнь его была самая обычная – ему хотелось поделиться с кем-нибудь своим секретом,  а поскольку он смертельно боялся  это сделать,  то сделался очень нервным и все буквально валилось у него из рук. Ему становилось все хуже и хуже». Детей спрашивали – как спасти парикмахера и просили обосновать свой выбор. Дети не только выбирали, но и преобразовывали предметы и ситуацию.

Данил Д. (6,3): «Мне кажется, что нужно рассказать глупому человеку секрет, потому что он все равно никому не скажет, потому что и не услышит. А парикмахер не будет болеть».

Лера Н. (6,2): «Парикмахеру надо нарисовать принца с ушами, так как ведь говорить нельзя, а рисовать то ведь можно. И потом всем показать, чтобы ему легче стало».

 Детей обучали целостным монологам-рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и вывода. На занятиях был использован такой прием, как моделирование. Детям предлагалась модель структуры рассуждения. Для этого использовался метод эвроритма, который представлял собой  плоскостной дом, символизирующий структуру устного высказывания и взаимосвязь частей (нижний этаж дома – тезис, средний – доказательство, (имеющий балкон, каждый кирпичик которого представлял собой одно доказательство выдвинутого тезиса), и крыша дома – вывод. Этот метод разработан У. Гордоном (США) в середине 20 столетия. Таким образом, сначала модель выступала как изображение структуры рассуждения, а затем как ориентир для самостоятельного составления монолога.

 


С предложенными заданиями дети справлялись достаточно успешно, составляя рассуждения на темы, предложенные воспитателем («Моя  любимая игрушка», «Мое любимое время года») и  выбранные самостоятельно.

На последующих  занятиях дети учились связывать структурные части высказывания словами «во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, таким образом». На данном этапе использовался метод морфологического анализа (разработан швейцарским астрофизиком Ф.Цвикки в 30-х гг. 20 столетия), карточки-схемы. Детям предлагалось доказать незнайке, что наступила весна, несмотря на то, что на улице еще лежит снег. Для того чтобы легче было выделить признаки, характерные для весны, использовались схемы.

Например:

                    -   календарные признаки;

                                 -  одежда людей;     и т.д.

весна

Во-первых

Во-вторых

В-третьих

Следовательно, значит

+

+

+

+

и т.д.

Рассуждение Леры Н. (6,7)_ на  тему «Мое любимое животное»

«Мое любимое животное – кошка. Ну, во-первых, потому что она ласковая, пушистая и очень красивая. Во-вторых, мне очень нравится ее кормить вместе с мамой. И, в-третьих, она очень веселая, потому что с ней играть интересно. Вот поэтому я и люблю кошек».

На последующих занятиях продолжалась работа по обучению детей доказательной речи, используя необходимую для данного типа речи лексику. Также на этих занятиях детей учили формировать выводы. Для этого педагог зачитывал несколько рассуждений без последней части. Детям предлагалось сделать вывод.

Например: «Енотов не зря называют «разбойники в маске»

Во-первых, потому что окраска их мордочки похожа на маску;

Во-вторых, распугивают рыбу;

В-третьих, потому что еноты разоряют и уничтожают птичьи гнезда. Следовательно…»

Также велась работа по составлению текстов морально-этического плана с последующим формулированием выводов и анализировались тексты сказочного содержания, где дети учились делать выводы («Почему старуха осталась у разбитого корыта», «Почему с красной шапочкой случилась беда»). Также использовалась соревновательная форма организации занятий. Дети делились на команды и им давались темы для рассуждений, от детей требовалось выдвинуть как можно больше аргументов,  соблюдая структуру высказывания. Дети противоположных команд анализировали рассказы своих соперников с помощью вопросов воспитателя (Правильно ли построен рассказ? Все ли части присутствуют? Доказана ли тема рассказа? Использовались слова – во-первых, во-вторых, следовательно, значит? Есть ли вывод? и т.д.).