Блок
представлений о социально-культурных нормах эмоционального выражения является
одним из ведущих в информационной системе социализации личности. В среднем
усвоение социально-культурных норм эмоционального выражения происходит к
старшему дошкольному возрасту.
В своей работе мы используем игры на основе ТРИЗ/РТВ – технологии для
формирования экспрессивной составляющей эмоции. Целью работы являлось
формирование эталонов экспрессии, формирование представлений об экспрессивном
выражении эмоций, формирование представлений о ряде эмоциональных модальностей
и содержание эмоциональных переживаний.
Нужно отметить, что изменения в представлениях об
эмоциях у детей, коснулись не только тех структурных компонентов, формирование
и развитие которых являлось целью нашей работы, но так же расширились
представления об обобщенном эмоциональном явлении, амбивалентности эмоций: для
детей 5-6 –ти лет стали доступны общие репрезентации для эмоций одинаковой
валентности, в пределах которых ребенок мог контролировать один тип переменных,
а у детей 7-го года жизни произошла дифференциация внутри репрезентации
объектов, появились возможности согласовывать разные эмоциональные переживания
с различными объектами.
Знакомя детей с
различными эмоциональными состояниями, педагоги – психологи дошкольных
образовательных учреждений предъявляют только одно состояние радости, грусти,
страха, злости, однако эмоциональные проявления людей гораздо сложнее и
неоднозначнее, поэтому, на наш взгляд, ознакомление детей с эмоциональными
состояниями людей должно проходить через ознакомление с оттенками
базовых эмоций.
В своей работе
мы оперируем следующими изображениями эмоциональных состояний, представленными
на рисунке:
Оттенки базовой
эмоции «радость»
ликование
|
|
восхищение
|
|
веселье
|
|
удовольствие
|
|
умиротворение
|
|
радость
|
|
Оттенки
базовой эмоции «грусть»
ужас
|
|
паника
|
|
страх
|
|
испуг
|
|
растерянность
|
|
стеснительность
|
|
Оттенки базовой эмоции «страх»
Оттенки базовой
эмоции «злость»
Работа
строилась следующим образом:
1-ый цикл
занятий. Цель: ознакомление детей с различными оттенками базовых эмоции,
проговаривание и обсуждение ситуаций, в которых люди испытывают тот или иной её
оттенок, обращение внимания на то, что оттенки одной эмоции различны по
насыщенности (силе проявления). Формирование знаний о том, что сила
эмоционального состояния проявляется в мимическом и пантомимическом выражении:
чем насыщеннее мимическое выражение, тем сильнее эмоциональное состояние.
В данном
цикле использовались следующие игры:
«Раз, два,
три ко мне беги»
Цель:
формирование представлений об оттенках эмоций, закрепление названий каждого
оттенка.
Ход игры:
детям раздаются карточки (см. выше) с оттенками одной эмоции или оттенками всех
эмоций. В первом случае детям дается следующая инструкция: раз, два, три, у
кого в руках радость, 9ликование, восхищение) ко мне беги, здесь играют
название оттенков какой-то одной базовой эмоции. Во втором случае (когда играют
все оттенки) инструкция звучит следующим образом: раз, два, три у кого в руках
оттенки радости (грусти, злости, страха) ко мне беги.
Игра на
основе морфотаблицы «Цвет-эмоция»
Цель: расширение представлений об эмоциях у детей,
развитие навыков соотнесения цвета и эмоции, развитие связной речи, словарного
запаса. Материалы: морфотаблица, набор пиктограмм эмоций для каждого ребенка.