Лекция № 7
Тема: «Методы и средства обучения. Инновации в образовании.
Современные педагогические технологии».
План:
1. Методы и средства обучения.
2. Образовательные инновации: сущность, основные типы.
3. Педагогические технологии.
1.Метод – от латинского “method” - “путь”. В дидактике методом обучения называют способ совместной деятельности учителя и ученика, направленной на решение задач образования, воспитания и развития. С понятием “метод” неразрывно связаны понятия “прием” и “средство” обучения. Прием – это элемент того или иного метода, более узкое понятие, частное по отношению к общему. Средство обучения – это любой носитель информации (слово учителя, учебник, наглядные пособия, компьютеры и т.д.).
Сегодня известны более 100 методов обучения и свыше 10 способов их классификации. Наиболее известны классификации Д.О. Лордкипанидзе, И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, Ю.К. Бабанского.
Многообразие методов обучения создает для учителя проблему выбора. Выбор метода обучения в конкретной дидактической ситуации зависит от: индивидуальных и возрастных особенностей класса; Особенностей содержания и объема учебного материала; особенностей материально-технической оснащенности учебного процесса и опосредован особенностями личности учителя.
Дидакты рассматривают процесс обучения не только с операциональной стороны, но и под углом зрения соотношения операциональной и мотивационной сторон учения. Формирование положительных мотивов учения составляет специальную задачу учителя. Это мотивы: социальные, познавательные, коммуникативные, моральные, самовоспитания. В системе мотивов учения ведущая роль должна принадлежать познавательному интересу. Формировать положительную устойчивую мотивацию в учебной деятельности можно через: содержание учебного материала; организацию учебного процесса; использование особых методов и приемов обучения. Большое значение имеют оценка работы ученика и личный пример учителя.
2. Педагогическими инновациями называются такие нововведения, которые разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.
К педагогическим инновациям можно отнести изменения:
1) в содержании образования, т.е. в учебных планах и программам по всем и ли отдельным предметам;
2) во внутренней организации деятельности школы;
3) в отношениях «учитель-ученик»;
4) в методах обучения.
Одно из главных направлений в инновационных процессах – индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
Под индивидуализацией процесса обучения полагают учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах. Отличительным признаком дифференциации считаем группировку учащихся на основании каких-либо особенностей для отдельного обучение, т.е. задачи индивидуализации процесса обучения частично могут решаться через его дифференциацию.
В реальной практике индивидуализация обучения бывает, как правило, не полной. А частичной, относительной. Так, учитываются не все индивидуальные особенности учащихся, а лишь некоторые, наиболее важные в процессе обучения вообще или при решении конкретной педагогической задачи; чаще всего индивидуальное реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически и сочетается с неиндивидуализированной работой. Наиболее распространенной формой индивидуализации на практике
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.