Мини-исследование на тему: «Развитие в классе коллектива»

Страницы работы

Содержание работы

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.

Мини-исследование

на тему:

«Развитие в классе коллектива».

Выполнила: студентка ф-та МФиИ

5 курса группы «В»

Герасенкова О.Ю.

Тула 2006г.

Изучение общения в разных возрастных границах имеет свои особенности и значимость для понимания и принятия важности субъекта, независимо от его социальной среды взаимодействия.

Общение и эмоциональные связи в группах являются настолько значимыми, что их нарушения сопровождаются стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта и могут оказаться причиной неврозов. Общение в этом возрастном периоде является ведущей деятельностью. Для каждого подростка необходимо полноценно прожить этот период, чтобы качества личности, индивидуальные особенности оказались достаточно развитыми. Однако школа недостаточно занимается специальной организацией деятельности общения и созданием условий для формирования коммуникативной культуры подростков. Поэтому перед школьным психологом вместе с классным руководителем встает сложнейшая задача: специально организовать ведущую для старшего подросткового возраста деятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия детей друг с другом, детей и взрослого, оказать влияние на формирование коммуникативных навыков и умений, и культуры общения, сформировать в классе коллектив.

    Цель: исследовать психологический климат в классе и определить пути его оптимизации.

    Задачи исследования:

1.  Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме общения в старшем подростковом возрасте.

2.  Провести диагностику сформированности коллектива в классе.

3.  Подготовить и реализовать коррекционную программу для развития культуры общения в старшем подростковом возрасте,  формирования у них сплочённости, коллективности.

4.  Подготовить рекомендации классному руководителю и школьному психологу для развития в классе коллектива.

Для решения поставленных задач и достижения цели исследования использовались следующие методы исследования:

1 .Теоретический анализ литературы по проблеме.

2.  Наблюдение.

3.  Опрос (беседы, анкетирование).

4.  Тестирование.

5.  Математическая обработка, анализ результатов исследования.

Данные методы были реализованы в следующих методиках исследования:

1.  социометрия;

2.  методика «Диагностика уровня групповой сплочённости»;

3.  «экспресс» - методика по изучению психологического климата в коллективе.

Основываясь на полученные данные проведённого исследования, можно сделать следующие выводы:

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Развить в классе коллектив - это наладить хороший контакт между учащимися внутри класса, сформировать чувство долга и ответственности, сплотить учащихся. По данным проведённых методик можно сделать вывод, что большинство учащихся класса, в котором проводилось исследование, считают, что их класс в большей степени является сплочённым, что их коллектив является настоящим, хорошим, близким к эталону, в классе присутствует благоприятный психологический климат. По моему собственному субъективному мнению я считаю, что это в большей степени верно.

Приложение.

Социометрия

Ход выполнения: Для проведения социометрического исследования участникам выдаются бланки, на которых каждый должен указать свою фамилию и имя и ответить на предложенные вопросы:

1. Если Ваш класс будет расформирован, с кем из своих нынешних одноклассников Вы хотели бы продолжить совместное обучение в новом коллективе?

1._______________________________________________________

2._______________________________________________________

3._______________________________________________________

2. Кого из класса Вы хотели бы пригласить на свой день рождения?

1._______________________________________________________

2._______________________________________________________

3._______________________________________________________

3. Представьте себе, что Вы попали на необитаемый остров. С кем из своих одноклассников Вы предпочли бы оказаться на этом острове?

1._______________________________________________________

2._______________________________________________________

3._______________________________________________________

Через 10-15 минут бланки собираются.

Результаты и их обработка. По данным бланков, заполненных участниками социометрического исследования, составляется социоматрица и социограмма (карта групповой дифференциации). Подсчитывается общее количество выборов, общее количество взаимных выборов - в социоматрице. Социограмма представляет собой четыре окружности, вписанные одна в другую с общим центром. Каждая окружность в социограмме имеет свое значение:

1 - "звезды" - максимальное количество выборов (6 и более).

2  - "предпочитаемые" - получили половину или более половины максимального количества выборов (3-5).

3  - "пренебрегаемые" - число выборов меньше половины максимального количества выборов (1-2).

4  - "изолированные" - не получившие выбора (0).

Методика «диагностика уровня групповой сплочённости».

Похожие материалы

Информация о работе