Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого.
Мини-исследование
на тему:
«Развитие в классе коллектива».
Выполнила: студентка ф-та МФиИ
5 курса группы «В»
Герасенкова О.Ю.
Тула 2006г.
Изучение общения в разных возрастных границах имеет свои особенности и значимость для понимания и принятия важности субъекта, независимо от его социальной среды взаимодействия.
Общение и эмоциональные связи в группах являются настолько значимыми, что их нарушения сопровождаются стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта и могут оказаться причиной неврозов. Общение в этом возрастном периоде является ведущей деятельностью. Для каждого подростка необходимо полноценно прожить этот период, чтобы качества личности, индивидуальные особенности оказались достаточно развитыми. Однако школа недостаточно занимается специальной организацией деятельности общения и созданием условий для формирования коммуникативной культуры подростков. Поэтому перед школьным психологом вместе с классным руководителем встает сложнейшая задача: специально организовать ведущую для старшего подросткового возраста деятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия детей друг с другом, детей и взрослого, оказать влияние на формирование коммуникативных навыков и умений, и культуры общения, сформировать в классе коллектив.
Цель: исследовать психологический климат в классе и определить пути его оптимизации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме общения в старшем подростковом возрасте.
2. Провести диагностику сформированности коллектива в классе.
3. Подготовить и реализовать коррекционную программу для развития культуры общения в старшем подростковом возрасте, формирования у них сплочённости, коллективности.
4. Подготовить рекомендации классному руководителю и школьному психологу для развития в классе коллектива.
Для решения поставленных задач и достижения цели исследования использовались следующие методы исследования:
1 .Теоретический анализ литературы по проблеме.
2. Наблюдение.
3. Опрос (беседы, анкетирование).
4. Тестирование.
5. Математическая обработка, анализ результатов исследования.
Данные методы были реализованы в следующих методиках исследования:
1. социометрия;
2. методика «Диагностика уровня групповой сплочённости»;
3. «экспресс» - методика по изучению психологического климата в коллективе.
Основываясь на полученные данные проведённого исследования, можно сделать следующие выводы:
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми. Развить в классе коллектив - это наладить хороший контакт между учащимися внутри класса, сформировать чувство долга и ответственности, сплотить учащихся. По данным проведённых методик можно сделать вывод, что большинство учащихся класса, в котором проводилось исследование, считают, что их класс в большей степени является сплочённым, что их коллектив является настоящим, хорошим, близким к эталону, в классе присутствует благоприятный психологический климат. По моему собственному субъективному мнению я считаю, что это в большей степени верно.
Приложение.
Социометрия
Ход выполнения: Для проведения социометрического исследования участникам выдаются бланки, на которых каждый должен указать свою фамилию и имя и ответить на предложенные вопросы:
1. Если Ваш класс будет расформирован, с кем из своих нынешних одноклассников Вы хотели бы продолжить совместное обучение в новом коллективе?
1._______________________________________________________
2._______________________________________________________
3._______________________________________________________
2. Кого из класса Вы хотели бы пригласить на свой день рождения?
1._______________________________________________________
2._______________________________________________________
3._______________________________________________________
3. Представьте себе, что Вы попали на необитаемый остров. С кем из своих одноклассников Вы предпочли бы оказаться на этом острове?
1._______________________________________________________
2._______________________________________________________
3._______________________________________________________
Через 10-15 минут бланки собираются.
Результаты и их обработка. По данным бланков, заполненных участниками социометрического исследования, составляется социоматрица и социограмма (карта групповой дифференциации). Подсчитывается общее количество выборов, общее количество взаимных выборов - в социоматрице. Социограмма представляет собой четыре окружности, вписанные одна в другую с общим центром. Каждая окружность в социограмме имеет свое значение:
1 - "звезды" - максимальное количество выборов (6 и более).
2 - "предпочитаемые" - получили половину или более половины максимального количества выборов (3-5).
3 - "пренебрегаемые" - число выборов меньше половины максимального количества выборов (1-2).
4 - "изолированные" - не получившие выбора (0).
Методика «диагностика уровня групповой сплочённости».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.