Моя дочь рано стала публиковаться в молодежной прессе и видела себя только журналистом. Но в профильный класс гуманитарного направления ее не приняли: туда брали только с отличными оценками по английскому. Кроме значительного "благотворительного взноса", надо было сдавать еще 3 вступительных экзамена и пройти тестирование у психолога. Все лето она промучилась, но попала только в базовый класс. А теперь она отлично учится на факультете журналистики. Сына мы мучить не стали: отдали его в частную школу в общий класс. Интересы его еще не сформировались. Возможно, что и вуз ему придется сменить в процессе учебы, и специальности менять в зависимости от того, что будет востребовано на рынке труда. Все мои однокурсники и знакомые сменили по нескольку сфер деятельности: филологи стали заниматься менеджментом, биологи - банковским делом, физики создали знаменитую рекламную фирму, чьи забавные "ролики" крутятся по миру. На наше счастье, в наших школах не было профильных классов, но были прекрасные эрудированные учителя, развивавшие детей разносторонне, иначе бы мы, поколение сегодняшних сорокалетних, не выжили бы в годы кризиса. Елена ГОРЯЕВА, преподаватель университета Кемерово
Нам бы в мае до Шекспира добежать
Преподаю литературу в математическом классе и все время переживаю, что за три часа в неделю не смогу дать им даже необходимого минимума. Материал по литературе конца ХХ века приходится давать за один час, обзорно. Едва успеваешь перечислить фамилии от Бондарева до Пелевина, что там в математически устроенных головушках остается? А ведь еще надо бы что-то о зарубежной литературе "намекнуть"! К концу мая едва успеваем до Шекспира добежать, а про Данте остается сказать лишь, что он... был. Программы (да и учебники) по литературе для математических классов анекдотичны. Не все из этих ребят займутся математикой в жизни. Но многие обнаружат, что не прониклись в школе ни алгеброй, ни гармонией. На подготовительных курсах в университете ребята из математических классов отвечают так: "Ну это тот, который второй по величине после Пушкина". Ужасно жаль их... Татьяна ЧАЛКИНА, преподаватель 126-й школы Новосибирск
Нет личности - есть проблема
Помню, в школе я очень не любил математику. Просто не мог понять, как это другие обожают решать уравнения, находить какие-то там иксы, выводить формулы, строить графики. Химия мне тоже не давалась. Я так и не смог научиться решать задачи, а ведь без этого не может быть и речи о том, чтобы получить хорошую оценку. Можно было бы сослаться на то, что по складу ума я - гуманитарий, и мне просто не дано освоить точные науки. Но спустя много лет, когда я поступил на географо-биологический факультет института, я вдруг понял, что дело не только и не столько в этом. На одном из курсов нам преподавали "Химическую технологию". Само название уже вызывало отвращение у меня как гуманитария. Но как же я глубоко заблуждался! Профессор, читавший лекции, настолько интересно, образно и захватывающе излагал, в общем-то, научный материал, так умело приводил примеры из жизни, что все мы - и "физики", и "лирики" - слушали, открыв рот. И химическая технология показалась нам такой знакомой! Мы-то и не догадывались, что все эти процессы, о которых говорил профессор и благодаря которым нам доступны тысячи полимеров, сплавов, продуктов, основываются на таких простых формулах, что при желании их можно воспроизвести чуть ли не на кухне! ...И вот я думаю, так ли мы понимаем проблему преподавания предметов, как она стоит на самом деле. Ведь при желании можно сделать интересным даже, казалось бы, любой безнадежно неинтересный предмет. А можно и наоборот. Разве мало учеников, у которых учитель своими "подходами" отбил всякое желание овладевать любыми знаниями, а не только теми, к которым есть врожденная предрасположенность. Все зависит от личности педагога. Это и есть главная проблема. А если мы будем убегать от нее, создавая разные профили, где гарантия, что и там учителя действительно смогут развить и поддержать интерес детей к знаниям?
Андрей НЕСТЕРОВ, журналист Санкт-Петербург
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.