Методическая разработка урока на тему: «Познавательная деятельность человека» в 10 классе по курсу «Человек и общество»

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Министерство науки и образования РФ

Тульский государственный педагогический университет имени Л Н Толстого

кафедра новой и новейшей истории

методическая разработка урока на тему:

«Познавательная деятельность человека»

в 10 классе  по курсу «Человек и общество»

выполнил: студент ист. ф-та 4-го курса гр. Б

Ильичев Александр Владимирович проверил: доцент кафедры новой и новейшей истории Василенко И Т

Тула. 2004

Тема: Познавательная деятельность человека.

Класс:

Учебник: Человек и общество. Боголюбов Л. Н.

Тип урока: комбинированный.

Учитель:

Предварительные пояснения

Предлагаемая схема урока может быть дополнена и несколько изменена. Для проверки того, как усвоено изученное на занятии, можно использовать иные вопросы и задания, в том числе тестового типа.

Цели урока

Обучающая цель – ученики должны усвоить то, что знание – результат познавательной деятельности человека, проверенный социальной практикой, который может быть получен как чувственным, так и «разумным» путем.

Развивающая цель – на примере составления таблицы по различию теоретического и эмпирического познаний, развивать умение выделять главное, анализировать и синтезировать материал, делать выводы и обобщения.

Воспитательная цель – воспитание стремления ребенка к самосовершенствованию, тягу к знаниям.

Методическое оснащение:

-  карточки с вопросами для индивидуальной работы;

-  доска.

Литература

1.  Боголюбов С. Н. Человек и общество. – М., 1999.

2.  Гимпельсон Е. Г, Голуб П. А. и др. – М.: Советская энциклопедия, 1987.

3.  Аристотель Собрание сочинений. – любое издание.

Основные понятия (фиксир. на доске):

-  деятельность;

-  знание;

-  социальная память;

-  эмпирическое познание;

-  теоретическое познание;

-  ощущение;

-  восприятие;

-  представление.

Ход урока

1.  Проверка домашнего задания. (5-7 минут).

Учитель раздает карточки с заданиями пятерым ученикам по § 6.

Во время того, как пятеро учеников выполняют задания по карточкам учитель проводит опрос у доски по вопросам в конце параграфа.

2. Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала целесообразно начать с вопроса, который учитель задает классу: «Давайте с вами вспомним, что такое деятельность?»

После того, как ученики отвечают на этот вопрос, учитель говорит: «Итак, ребята, цель нашего сегодняшнего урока – понять суть познавательной деятельности человека [цель сформулирована кратко]. Что же значит знать? (Если ученики затрудняются ответить на этот вопрос учитель говорит: знать – значит владеть, уметь). Ученики записывают эту дефиницию в тетрадь.

Итак, ребята знание это сложная система в виде социальной памяти. Кто – нибудь, может ответить на вопрос что такое соц. память? (Ответ – память предыдущих поколений). Ее богатство передается от поколения к поколению через культуру. Только через процесс усвоения культуры мы получаем знания об окружающей реальности. Продолжение «дела» предшествующих поколений возможно только при условии использования уже накопленного человеческого знания.

Развитие знания шло рядом с развитием производственных сил, расцветом искусств. За тысячелетия своего развития человечество прошло длительный и тернистый путь от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всеобъемлющему знанию.

Итак запишите определение «Знание» в свою тетрадь. Знание – проверенное социальной практикой и закр. результат социального познания действительности.

Как практически любое явление сложное. Оно имеет две стороны:

-  отражение в сознании человека окружающего мира в виде отдельных представлений, суждений, теорий;

-  владение ими и умение действовать на их основании.

Какие же стороны по вашему мнению, предполагает процесс познания? (субъект – человек, объект – стремление к знанию и предмет познания).

Отношение знания к действительности носит многоуровневый характер:

1.  Элементарные знания, обусловленные биологическими особенностями строения человека.

2.  Донаучные, житейские, художественные, научные.

3.  Эмпирический и теоретический уровни.

(В процессе записи уровней, учитель дает комментарии к каждому из них).

Теперь зафиксируйте в своих тетрадях следующую таблицу, которую мы сейчас вместе заполним.

Но прежде прочитайте пункт «Вижу, слышу, осязаю».

После прочтения учениками пункта заполняется левый столбец таблицы, правый столбец заполняется со слов педагога.

Чувственное, эмпирическое познание (иррацион.)

Рациональное (разум – основа познания)

«Инструменты»

познания

Результат

Зрение, слух, осязание, обоняние…

Сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование

Формирование ощущений, восприятия, представления.

Формирование понятия – мысли о предмете и явлении в общих чертах. Мысль может выражаться в суждении или умозаключении.

[По ходу заполнения таблицы каждое понятие поясняется учителем].

Итак, мы видим, что в процессе познания чувственное и рациональное познание находятся в неразрывной связи, сложном взаимодействии.

Теперь с высоты вышеизученного давайте посмотрим на спор эмпириков и рационалистов. Как вы думаете, кто из них прав?

(выслушивание различных точек зрения учеников с последующими комментариями учителя).

ВЫВОД: на сегодняшнем уроке мы с вами только начали изучать познавательную деятельность человека – один из самых интересных видов деятельности. Конкретизировали понятие знание, проследили уровни познавательного процесса и поняли суть спора эмпириков и рационалистов.

3. Закрепление

Для закрепления используются записи, сделанные в тетради, вопросы в конце параграфа.

4.Текущий контроль усвоения знаний.

Для его осуществления могут быть использованы различные вопросы по тексту параграфа.

Похожие материалы

Информация о работе