Шмельков был мастером малофигурных композиций, небольших новелл, чаще трактуемых в сатирико-бытовом плане. В его зрелых листах подробная разработка фабулы уступает место эмоциональной передаче атмосферы происходящего: немногие детали лишь намечают место действия, контрасты смелого рисунка и широко проложенного пятна акварели усиливают экспрессию образа, выразительность взятых крупным планом фигур. Многие сюжетные мотивы Шмелькова, почерпнутые из глубин народной жизни, были подхвачены и развиты жанристами 60-х годов. Ни один из его современников не уделял такого серьезного внимания вопросам профессионально-художественным, мастерству исполнения. Мастер большой одаренности и острого социального видения жизни, он сыграл значительную роль в утверждении принципов критического реализма.
В 60-е годы графика оказывала существенное влияние на развитие жанровой живописи. Если в первой половине века ее роль заключалась главным образом в завоевании новых тем, права художника на изображение повседневности, то теперь она учила остроте критики социального строя, вырабатывала новые художественные приемы.
Наиболее последовательным художником нового, демократического направления был Василий Григорьевич Перов (1834—1882). Его творчество характеризует и во многом определяет прогрессивные тенденции развития русской живописи 60-х годов. Воспитанный в стенах Московского Училища живописи на внимательном изучении натуры, живых примерах искусства Венецианова, Тропинина, Федотова, он был подлинным продолжателем федотовской традиции и в то же время смелым новатором. Выступив как зрелый мастер на рубеже 50—60-х годов, в пору напряженной борьбы вокруг крестьянской реформы, он, как и все передовые художники того времени, стремился обнажить общественные пороки. «Новая жизнь еще только слагается, она не может и выразиться иначе, как в отрицательном, в форме сатиры или предвидения»,—писал в 1864 году М. Е. Салтыков-Щедрин '.
Откровенной сатирой на духовенство был эскиз картины «Светлый праздник в деревне» (карандаш, 1861, ГРМ), направленный Перовым в Академию художеств в качестве программы на большую золотую медаль и отвергнутый академическим начальством за «непристойность изображения духовных лиц». «Непристойность» особенно наглядна в карандашных эскизах, в которых фигуры священника и дьякона были подчеркнуто карикатурны.
Подобный метод решения первоначального замысла очень характерен для жанристов-шестидесятников (и в этом можно заметить влияние журнальной сатирической графики): они как бы стремятся выявить главную мысль, основное содержание будущего произведения, обогащая и углубляя образы в ходе работы над картиной.
Закончив работу над картиной, художник под измененным названием «Сельский крестный ход на пасхе» (1861, ГТГ) показал ее на очередной выставке Общества поощрения художеств (картина известна в нескольких вариантах, выполненных на протяжении одного года). Мотив шествия позволил показать всех участников пьяной процессии на фоне хмуро-унылого пейзажа. Некоторая прямолинейность трактовки сюжета, обличительно-демонстративный стиль и стремление сосредоточить внимание зрителя на каждой отдельной фигуре, на каждом предмете объясняется желанием художника дать четкую социальную оценку изображенной сцены. Перед этой задачей отступала на второй план глубокая и многогранная художественно-пластическая характеристика отдельных персонажей.
Эта особенность была типична для русской жанровой живописи начала 60-х годов прошлого века. То же можно видеть и в картине Перова «Чаепитие в Мытищах» (1862, ГТГ), где образ монаха дан еще более карикатурно, а метод социального противопоставления героев уживается с непреодоленными академическими канонами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.