По цензурным соображениям в печатной графике часто приходилось прибегать к иносказанию. Главная нагрузка падала на сюжет, его смелый и неожиданный поворот. Художники сознательно подвергали осмеянию все уродливее и нелепое в современной им общественной жизни, давали обществу «вседневную практическую сатиру». Их критика была очень конкретной, проблема типизации (в частности, сатирической типизации) являлась одной из главных задач. Однако злободневная тема далеко не всегда получала образное художественное воплощение, очень сильно чувствовался дилетантизм. Быстрота исполнения, требование легкости для воспроизведения в печати (обычно художники ограничивались беглыми контурными рисунками) приводили к схематизму, повтору раз найденных удачных образов, социальных примет и атрибутов, утрате индивидуального своеобразия графического почерка.
Рисунки сатирических журналов, близких по типу издания к «Punch» или «La caricature», давали пример перехода от критики пороков отдельных личностей, частных злоупотреблений, самодурства, взяточничества, аморальности и т. д. к обличению всей общественной системы, при которой подобного рода явления неизбежны. Этим рисункам порой не хватает силы художественного обобщения, что объясняется не только степенью талантливости художников, отсутствием у большинства из них специальной профессиональной подготовки, грубой ремесленностью воспроизведения рисунка в печати, но и особыми условиями исторической обстановки.
Журнальная сатирическая графика оказывала определенное влияние на книжную иллюстрацию и станковый рисунок. Иллюстрации П. М. Бок-левского (1816—1897) к «Ревизору» Н. В. Гоголя по трактовке образов близки карикатурам «Искры». Исполненные в технике литографии, они были изданы отдельными альбомами — «Галерея гоголевских типов, нарисованная Боклевским» (выпуск I), «Бюрократический катехизис» и пять сцен из «Ревизора» (1863). Листы из последнего, озаглавленные «Философия бюрократов», «Политика бюрократов», «Религия бюрократов» и т. п., откровенно обличительны и политически тенденциозны. Обнажая социальный смысл сатиры, художник несколько утрирует характеристики, одно-планово решает образ, используя при этом традиционно академические приемы рисунка. Подобно многим его современникам, Боклевский ориентировался в своем творчестве на писателей критического направления — Гоголя, Островского и других (известно шесть выпусков его рисунков к комедиям Островского).
Лучший русский график 60-х годов П. М. Шмельков (1819—1890) сотрудничал в московских иллюстрированных журналах «Развлечение» и «Зритель». Обращаясь к дозволенным цензурой «житейским мелочам», он умел глубоко раскрыть типичные явления современности. Сатира нравов часто перерастала у него в обличение общественного устройства. Сатирик и гуманист, он был последователем Федотова. В ряде акварелей и рисунков 50-х годов Шмельков откровенно подражает своему знаменитому предшественнику. Таковы «Сборы в театр» (акварель, ГТГ), «У закладчика» — то же юмористическое несоответствие мотива и чувств, драматические переживания по пустячному поводу, бурный диалог, подкрепляемый патетическими жестами, экспрессивный изящный рисунок.
К 60-м годам в творчестве художника нарастают драматические и сатирические ноты. «Нищая в трактире» (акварель, ГТГ), «У родильного приюта» (карандаш, начало 1860-х гг., ГТГ), «Купец у фотографа» (акварель, ГТГ), «Игорный дом» (акварель, начало 1870-х, ГТГ), «Умывание» (акварель, конец 1860-х гг.) —работы, столь различные по сюжетам, проникнуты ощущением уродливости этических норм в современном художнику обществе, сочувствием к судьбе бедняков. Сатира Шмелькова была ' * более злой и социально острой, чем у Федотова. В его рисунках, так же как и в картинах живописцев-шестидесятников, легко обнаруживается сходство с произведениями писателей «натуральной школы» не только в темах и отдельных образах, но и в самом творческом методе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.