Проект Казанского собора, работа над которым относится к самому рубежу двух веков, ясно демонстрирует переходный характер творчества зодчего. Стройные вытянутые колонны, утонченность которых еще подчеркнута графикой каннелюр, в своих пропорциях еще принадлежат прошлому веку. Основной мотив леса колонн также встречается у архитекторов 18 века — Баженова, Старова, Кваренги. Вместе с тем значение, которое придает Воронихин размещению здания в пространстве города, его взаимодействию с окружающими улицами и площадями, свидетельствует о принципиально ином подходе к решению архитектурной задачи. Именно в этом сказалось новаторство Воронихина,
Условия же задачи были в достаточной мере сложными. Согласно желанию Павла I собор должен был иметь колоннаду, подобную знаменитой колоннаде Бернини перед собором св. Петра в Риме. Каноны христианской церкви требуют ориентации алтаря на восток, а главного входа — на запад. Поскольку место для строительства было отведено на участке вдоль Невского проспекта между Екатерининским каналом и Мещанской улицей, то неизбежным оказывалось, что храм размещался по отношению к главной улице столицы боковой стороной. Воронихин вышел из затруднений, расположив широко распахнутые колоннады-крылья перед северным фасадом, обращенным к Невскому. Колонны закрыли вытянутое с запада на восток здание, а расположенный над средокрестием купол явился в то же время центром и узлом всей архитектурной композиции, ориентированной, таким образом, на проспект, что подчеркивалось постановкой обелиска в центре площади, образованной колоннадой.
Новый подход Воронихина к взаимоотношению здания и города выразился и в том, что он замыслил пропустить обе боковые улицы непосредственно через крайние отрезки колонных галерей, обработав их как проезды, увенчанные мощным аттиком. Таким образом, одна-единственная постройка организовывала значительный район, втягивая в орбиту своего архитектурного влияния окружающие улицы и площади.
Строительство собора началось в 1801 году и продолжалось десять лет. В процессе дальнейшей работы архитектор продолжал совершенствовать и расширять проект, задумав в конце концов симметричную колоннаду с южной стороны и соединение обеих колоннад со стороны западного фасада. Здесь же, перед главным входом, должна была располагаться полукруглая обширная площадь, окруженная монументальной оградой с павильонами по краям и статуями апостолов перед ними. Из всего этого грандиозного замысла была осуществлена, да и то лишь частично, без павильонов, ограда. Решетка Казанского собора, позднейшее из сооружений Воронихина, относящееся к этому ансамблю (1810—1812), свидетельствует о нарастании в творчестве зодчего черт зрелого классицизма. Каннелированные столбы, соединяющие отдельные звенья ограды, мощны и приземисты, ромбические клейма решетки плотны и весомы по силуэту и рисунку.
Другое крупное сооружение Воронихина в Петербурге — здание Горного кадетского корпуса (позже института, 1806—1811). И здесь мастер давал архитектурное решение в неразрывной связи с задачей ансамбля. Место, отведенное для строительства, находилось на берегу Невы, у самого входа в город со стороны моря. Использовав старую застройку, архитектор создал новое монументальное здание, протянувшееся на целый квартал. Архитектурной доминантой его стал мощный двенадцатиколонный портик, возникающий словно пропилеи на морском пути в столицу. Сильные в своей простой и естественной пластике, каннелированные дорические колонны в соответствии с дорическим ордером лишены баз. Возникающее впечатление равновесия могучих масс и их роста подкрепляется скульптурными группами, поставленными по сторонам пологой лестницы, ведущей к портику . В этих группах и сюжетно и образно раскрывается тот же мотив взаимоуравновешивающего напряженного усилия.
Горный институт по простоте и мощи архитектурного образа и используемых форм, по характеру решения грандиозных проблем ансамбля — произведение уже полностью ампирное.
Для французского архитектора Жана Тома де Томона (1760—1813) переломным фактом творческой биографии стал приезд в Россию (в 1799 году). Построек Томона предшествующего периода не известно; существует лишь несколько проектов, исполненных в 1790-х годах в Вене, и множество рисунков и архитектурных фантазий на тему античности. В Петербурге зодчему представилась возможность выступать в крупнейших строительных начинаниях. Он принимает участие в конкурсе на проект Казанского собора, но неудачно, не сумев гармонично сочетать сам храм, очень большого размера, с маленькой и кажущейся случайно приткнутой колоннадой.
Начиная с 1801 года Томон работает над проектом Биржи на Стрелке Васильевского острова. Довольно длительная и кропотливая проектная и строительная история Биржи проходила со значительным участием русских архитекторов и завершилась сооружением к 1810 году великолепного здания, ставшего одним из лучших украшений Петербурга.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.