Учебная программа курса «История России: ХХ век» (Содержание дисциплины. Планы семинарских занятий)

Страницы работы

Содержание работы

М И Н И С Т Е Р С Т В О  О Б Р А З О В А Н И Я  Р Ф

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н.Толстого

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«И С Т О Р И Я   Р О С С И И:

ХХ век»

М И Н И С Т Е Р С Т В О  О Б Р А З О В А Н И Я  Р Ф

Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н.Толстого

У Ч Е Б Н А Я

П Р О Г Р А М М А

«И С Т О Р И Я   Р О С С И И:

ХХ век»

Утверждена Ученым Советом

исторического факультета

Протокол № ______

От  «_____»_____________2002 года

Составитель: докт. ист. наук, доцент Вронский О.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «История России: ХХ век» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «История с дополнительной специальностью». М., 2000. «История России», завершающей частью которой является курс «История России: ХХ век», относится к дисциплинам предметной подготовки (ДПП), федеральному компоненту.

    Структура программы соответствует организации учебного процесса по курсу: аудиторным занятиям и самостоятельной работе студентов.

Период с конца ХIX века до наших дней называют периодом «новейшей отечественной истории». На хронологически сжатом отрезке исторического развития России нашему вниманию предстают целый ряд событий, сыгравших исключительно важную роль для нашей страны и всего мира:

-  кризис высоколегитимной монархической государственной системы на фоне и под влиянием революционных потрясений начала ХХ века и мировой войны;

-  революция 1917 г. и попытки создания демократической государственности в России ( февраль-октябрь 1917 г.);

-  октябрьский лево-радикальный переворот и поиск альтернативного, коммунистического по провозглашенной цели, этатического по-существу, пути развития страны. Ценой такого поиска была гражданская война;

-  великий по масштабам, жертвам и влиянию на мир социальный эксперимент, приведший к созданию тоталитарной системы;

-  ответы этой системы на внутренние и внешние вызовы;

-  кризис и разложение тоталитарной системы, появление посттоталитарного политического режима, несущего на себе отпечатки прошлого, но стремящегося обеспечить России статус правового государства, развивающего в русле общемировой цивилизации.

Новейшая история насыщена событиями. Особую остроту при ее рассмотрении имеют проблемы: « традиционализм и модернизация», «власть и общество», «государство и личность», «реформы и революция», «национальное своеобразие и связь с мировым историческим процессом».

Деление программы курса «История России: ХХ век» на темы обусловлено следующей периодизацией новейшей отечественной истории:

1 этап Российская империя на рубеже XIX – XX вв.: столкновение сил модернизации и традиционализма. 90-е гг. XIX в. – 1917 г.

2 этап  Революция 1917 г. и гражданская война. Установление и упрочение большевистского режима. 1917 – 1921 гг.

3 этап  Попытка построения социализма на основе сочетания административно-командных и рыночных начал в экономике ( нэп). 1921 – 1928 гг.

4 этап    Складывание, упрочение и кризис тоталитарной системы в СССР.

1928 – 1985 гг.

5 этап Разложение тоталитарного режима. Кризис и распад СССР. 1985 – 1991 гг.

6 этап  Современная Россия. 1991 – по настоящее время.

Программа курса «История России: ХХ век» является авторской. Методологические основания курса и интерпретация автором программы ее основных тем изложены в следующих публикациях автора:

Государственная власть России и крестьянская община

     в годы «великих потрясений» (1905 – 1917 гг.). М., 2000.418 с.;

Крестьянская община на рубеже XIX – XX вв.: структура управления, поземельные отношения, правопорядок. М.,1999.153 с.;

Государственная власть Российской империи и проблемы формирования основ перспективного аграрного курса на рубеже XIX – XX веков.

М.,1999. 108 с.

Крестьянство и власть (1900 – 1923). Тула.1993.139 с.

И других научных и научно- методических работах.

Преподавание всех тем курса опирается на межпредметные связи с источниковедением, историографией, историей экономики, права, философией и политологией.

Источниковедческой основой курса является программа Вронский О.Г. Щагин Э.М. «Источниковедение новейшей отечественной истории» // Отечественная история. Сборник типовых программ для педагогических высших учебных заведений. Ч.2. М., 1999.  Рекомендованная Президиумом Совета УМО вузов Российской Федерации

ВВЕДЕНИЕ

Особенности периода новейшей отечественной истории, его преемственная связь с предшествующими историческими периодами. Основные проблемы курса. Варианты его периодизации. Методологические основы курса. Особенности  исторических источников ХХ века и научной литературы советского периода.

ТЕМА I. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.:

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Процесс модернизации и Россия:  противоречия и перспективы. Неорганический, "догоняющий" характер российской модернизации и связанные с этим проблемы: сжатые сроки модернизации, рост авторитарных начал государственной власти,  централизация и бюрократизация управления экономикой, нарушение однородности экономического пространства, сложность "подстройки" традиционного общества под индустриальную западную модель. Обострение вопроса: "реформы или революция'' .

Похожие материалы

Информация о работе