Предмет и задачи курса. Генезис воспитания. Особенности развития процесса воспитания и образования в восточной цивилизации. Воспитание и школа в средние века

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Лекция №1.

Тема: Предмет и задачи курса «История образования и педагогической мысли». Теоретико–методологические основы изучения мирового и отечественного историко-педагогического процесса. Генезис воспитания. Особенности развития процесса воспитания и образования  в восточной цивилизации.

План:

  1. Предмет и задачи курса «Истории образования и педагогической мысли».
  2. Воспитание в первобытном обществе.
  3. Воспитание в рабовладельческом обществе. Школа и зарождение педагогической мысли.

3.1.  Школа в странах Древнего Востока.

3.2.  Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции.

  1. Античные философы о воспитании.

4.1.  Сократ

4.2.  Платон

4.3.  Демокрит

4.4.  Аристотель

  1. Воспитание и школа в древнем Риме.

Литература:

1.  История педагогики / Пискунов А. И., Кларин В. М., Джуринский А. Н. и др.Учебн. пособ. д/пед. унив-в. Часть 1. М.: изд-во «Школа», 1995.

2.  Пряникова В. Г., Равкин З. И. История образования  и педагогической мысли: Учеб. – справ. – М. : Новая школа, 1994.

3.  Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Составитель Пискунов А. И. – М.: Просвещение, 1971.

Дополнительная литература:

1.  Антология педагогической мысли Др. Руси и Русского государства XIV-XVII. – М., 1985.

2.  Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древних времен до конца XVII века – М., 1989.

1.  Предмет и задачи курса «История образования и педагогической

мысли»

Курс истории образования и педагогической мысли – одна из научных дисциплин педагогического цикла, один из  учебных предметов в системе профессионально-педагогического образования.

Предмет  истории образования и педагогической мысли, как отрасли педагогического знания, составляет развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи, включая и   современность в контексте ее исторического развития.

Данный курс был включен в содержание педагогического образования еще в начале XIX в. «История педагогики» в то время становится самостоятельной отраслью педагогического знания. В XIX в. создаются  капитальные  историко-педагогические труды,  авторы которых от комментированного  изложения фактов переходят к попыткам выявления причин, вызывающих изменение в области практики воспитания:

- История педагогики К. Шмидта, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов.

- Ш. Летурно. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. –      В 4 т. (1900).

- Монро П.  История педагогики. – В 2 ч.(1911).

- Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен (1866 – 1867) и другие.

Разные авторы придерживались различных подходов при рассмотрении историко-педагогических явлений, что сказывалось на отборе и интерпретации фактического материала. У Ш. Летурно, например, доминировал эволюционно-биологический подход, т.е.  история воспитания и самого общества рассматривалась с точки зрения эволюции человеческого рода. Ш. Летурно и А. Эспинас отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей,  утверждают, что в основе воспитания лежит инстинктивное стремление людей к продолжению рода.

В работах П. Монро выделялась философско-этическая сторона педагогических учений и практики воспитания. Он писал, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим, т.е. Монро  подчеркивал значение психологических факторов.

В многотомной «Истории педагогики» К. Шмидта воспитание рассматривалось как составная часть развития культуры. Другие авторы рассматривали трансформацию педагогической практики и теории с точки зрения религиозной идеи. Так, П. Ф. Каптерев и П. П. Соколов интерпретировали историко-педагогический процесс с точки зрения соотношения христианской церковно-теологической и светско- реалистической направленности воспитания.

На рубеже XIX и ХХ веков и в первые десятилетия ХХ века в условиях социальных потрясений в развитых странах Европы и  в  России представители так называемой марксистской мысли рассматривали школу и воспитание преимущественно как орудие социальных

Похожие материалы

Информация о работе