Лекция №1.
Тема: Предмет и задачи курса «История образования и педагогической мысли». Теоретико–методологические основы изучения мирового и отечественного историко-педагогического процесса. Генезис воспитания. Особенности развития процесса воспитания и образования в восточной цивилизации.
План:
3.1. Школа в странах Древнего Востока.
3.2. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции.
4.1. Сократ
4.2. Платон
4.3. Демокрит
4.4. Аристотель
Литература:
1. История педагогики / Пискунов А. И., Кларин В. М., Джуринский А. Н. и др.Учебн. пособ. д/пед. унив-в. Часть 1. М.: изд-во «Школа», 1995.
2. Пряникова В. Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: Учеб. – справ. – М. : Новая школа, 1994.
3. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Составитель Пискунов А. И. – М.: Просвещение, 1971.
Дополнительная литература:
1. Антология педагогической мысли Др. Руси и Русского государства XIV-XVII. – М., 1985.
2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древних времен до конца XVII века – М., 1989.
1. Предмет и задачи курса «История образования и педагогической
мысли»
Курс истории образования и педагогической мысли – одна из научных дисциплин педагогического цикла, один из учебных предметов в системе профессионально-педагогического образования.
Предмет истории образования и педагогической мысли, как отрасли педагогического знания, составляет развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.
Данный курс был включен в содержание педагогического образования еще в начале XIX в. «История педагогики» в то время становится самостоятельной отраслью педагогического знания. В XIX в. создаются капитальные историко-педагогические труды, авторы которых от комментированного изложения фактов переходят к попыткам выявления причин, вызывающих изменение в области практики воспитания:
- История педагогики К. Шмидта, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов.
- Ш. Летурно. Эволюция воспитания у различных человеческих рас. – В 4 т. (1900).
- Монро П. История педагогики. – В 2 ч.(1911).
- Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен (1866 – 1867) и другие.
Разные авторы придерживались различных подходов при рассмотрении историко-педагогических явлений, что сказывалось на отборе и интерпретации фактического материала. У Ш. Летурно, например, доминировал эволюционно-биологический подход, т.е. история воспитания и самого общества рассматривалась с точки зрения эволюции человеческого рода. Ш. Летурно и А. Эспинас отождествляют инстинктивные действия животных с воспитательной практикой первобытных людей, утверждают, что в основе воспитания лежит инстинктивное стремление людей к продолжению рода.
В работах П. Монро выделялась философско-этическая сторона педагогических учений и практики воспитания. Он писал, что основой воспитания является инстинктивное стремление детей активно подражать старшим, т.е. Монро подчеркивал значение психологических факторов.
В многотомной «Истории педагогики» К. Шмидта воспитание рассматривалось как составная часть развития культуры. Другие авторы рассматривали трансформацию педагогической практики и теории с точки зрения религиозной идеи. Так, П. Ф. Каптерев и П. П. Соколов интерпретировали историко-педагогический процесс с точки зрения соотношения христианской церковно-теологической и светско- реалистической направленности воспитания.
На рубеже XIX и ХХ веков и в первые десятилетия ХХ века в условиях социальных потрясений в развитых странах Европы и в России представители так называемой марксистской мысли рассматривали школу и воспитание преимущественно как орудие социальных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.