В возрасте от трех до семи лет, обязательно нужны игры для ребенка со сверстниками на темы, которые им близки по их опыту, отражающие события социальной жизни. Игры в данной возрастной категории служат средством развития социального сознания ребёнка, при этом игра объединяет детей в коллектив, для познания мира и его преобразования, при этом складываются условия для всех видов самостоятельной детской деятельности.[4]
Игра – это отражение окружающей действительности. В игре словно все «понарошку», но в этих условных обстановках, в которых развивается воображением ребенка, много настоящего. Действия играющих детей всегда реальны. Проявляемые чувства и переживания настоящие, искрение. Ребенок знает, что кукла и зайчик – это только игрушки, но он любит их как живых, понимает, что он не настоящий пилот или капитан, но при этом чувствует себя отважным летчиком, храбрым моряком, который не боится ни каких опасностей, и по-настоящему гордится своей маленькой победой.
Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения взрослого с ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное отображение полученных знаний, умений, способов действия с различными предметами.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует различные полученные впечатления из жизни с собственным опытом. Воспроизводя разные события жизни, через игру - это эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем читал и слышал; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.[5]
В игре умственная деятельность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит или делает. Воображение проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного. Например, прежде чем отправиться в далекое плавание, необходимо соорудить пароход; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает - сделать самому. Так в игре развиваются творческие способности ребенка.
Увлекательные игры создают бодрое, радостное настроение. Игры делают жизнь детей полной, и удовлетворяют их потребности в активной деятельности. Даже в хорошо созданных условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет апатичным, если он лишен интересной игры.
Во многом игры отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, водителя, летчика, космонавта, продавца.[6]
Большинство характеристик игры показывают, как важна игра для формирования человека, а в особенности, для развития ребенка, при совершенствовании его психических, физических и других способностей. Так или иначе, но утверждение о том, что присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания, невозможно оспорить.
В игровой деятельности дети утверждают свои волевые и деловые качества, весело испытывают чувство собственного успеха и горько страдают в момент неудачи. При тесном общении детей и взрослых образуются цели, которые обязательно нужно исполнять. Так как это призывают сами обстоятельства игрового момента. Потребность в общении формируется, на базе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Собственно в сложившихся обстоятельствах общения по поводу игры, ребенок встречается с необходимостью самостоятельно находить контакты, точки соприкосновения с собеседником. Ему приходится использовать в практикой деятельности постигнутые ранее нормы и правила поведения. Приспосабливать данные нормы и правила к различным конкретным, сложившимся ситуациям. В самом процессе общения взрослого и ребенка постоянно появляются ситуации, которые требуют согласования действий, проявления доброжелательного отношения, умение отречься от собственных желаний для достижения общих поставленных целей.[7]
Безусловно, дети не всегда могут находить верные способы при установлении отношений. Нередко возникает конфликтная ситуация, когда нужно отстоять свое личное желание, не считаясь с желаниями и правилами взрослого. Но в таком сложившемся положении ребенок раскрывает для себя истину, что без сопереживания, без уступки другому человеку он сам остается в проигрыше. В процессе игры ребенок попадает в определенные отношения зависимости от других.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.