В дошкольном возрасте появляется ещё одна форма - внеситуативно - личностное общение. Взрослый человек для ребенка - наивысший авторитет, чьи указания, требования, замечания воспринимаются по-деловому, без всяких обид, без проявления капризов и совершенного отказа от трудных заданий. Данная форма общения значима при подготовке к школьному обучению. Если она не сложилась к шести – семи годам, ребенок будет эмоционально не готов к обучению в общеобразовательном учреждении.
Позднее, в младшем школьном возрасте, сохраняется и крепнет авторитет взрослого человека, появляется определенная дистанция в взаимоотношениях ребенка и преподавателя в условиях формализованного школьного обучения. При этом сохраняя прошлые формы общения со взрослыми членами семьи, школьник младшего звена учится деловому сотрудничеству в учебной деятельности. [10]
В подростковом возрасте низвергаются любые авторитеты, возникает тяготение к некоторой независимости от взрослых, прослеживается тенденция к огораживанию некоторых сторон личной жизни от постоянного контроля и воздействия. Но, старшеклассники проявляют особый интерес к сложившемуся опыту старшего поколения и, определяя свой будущий путь, нуждаются в доверительных связях с близкими и взрослыми. В данном возрасте совместные занятия по вопросу учебы пропадает, но возникает некоторая потребность в решении затруднительных моментов в решениях трудных задач. В такой момент главное взрослым не отвернуться от просьбы подростка, так как услышав отказ, и не один раз, он будет искать другие пути по решению проблемы.
Снижение уровня речевой культуры в обществе, существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; отсутствие единого подхода к организации подготовки детей к школе выступают обстоятельствами, ограничивающими качество процесса формирования готовности дошкольников к речевому общению.
Педагогическая деятельность, направленная на всестороннее развитие личности ребенка будет более эффективной если будет строиться сообразно природе, культуре ребенка и педагога. Задача педагогической деятельности в контексте диалога культур педагога и ребенка двояка: с одной стороны, укрепить, развить свойственные ребенку способы мышления, позицию, картину мира; с другой стороны, организовать взаимодействие с иной культурой (взрослого человека). Педагогической деятельности ребенок рассматривается как равноправный партнер в общении и познавательной деятельности. Педагог привлекает детей к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.
Необходимо развивать у ребенка личностные формы общения со старшими. Подобное общение характеризуется потребностью ребенка во внимании и сопереживании взрослого и ее удовлетворением со стороны взрослого. Для детей, достигших такой формы общения, характерно пристальное внимание ко взрослым, влечение услышать и постигнуть их обращение, а также уверенность в таком же внимании к себе со стороны взрослого. Выявлена особенность детей, как различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения (на улице, в своем доме, в чужом помещении, в учреждении). В силу своего сознания дети проявляют адекватное отношение ко взрослому и учителю. Если у ребенка потребность в данном общении еще не до конца сформировалась, то такое отношение ко взрослому не возникает, что, значительно затрудняет процесс обучения.[11]
В целом, можно сказать, что если наиболее адекватными и специфичными для учения являются познавательные мотивы, то коммуникативная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения со взрослыми.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.