Введение в педагогическую деятельность
Лекция №1.
Автор-составитель: доцент кафедры педагогики
ТГПУ им. Л.Н. Толстого
Е.Ю. Ромашина
Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя в современной школе.
План.
I. «Взрыв» единой государственной школы. Складывание государственной образовательной политики. Идет поиск, выбор новой модели российской школы.
Современная школа глазами учеников: данные социологических опросов, проведенных социологической службой департамента образования Тульской области:
1) Что ты чувствуешь на уроках в школе чаще всего?
Усталость – 41,7%
страх – 25,8%
скуку – 16,7%
уверенность в себе – 16,7%
радость – 12,5%
ничего – 8,3%
удивление – 5,0%
гордость – 3,3%
обиду – 1,7%
унижение – 0,8%
2) Понимают ли вас учителя?
Да, понимают – 8,6%
Чаще понимают – 27,5%
Чаще не понимают – 25,3%
Нет, не понимают – 7%
Затрудняюсь ответить – 31,1%
3) Чье мнение для вас является наиболее важным?
Родителей – 61%
Учителей – 0,0%
Сверстников – 10,3%
Других – 8,8%
Затрудняюсь – 19,9%
4) В какой мере вы доверяете своим учителям?
Доверяю во всем – 5%
Доверяю в основном – 31,8 %
Мало в чем доверяю – 30,6%
Совсем не доверяю – 13,4%
Затрудняюсь – 19,1%
5) Как часто вы хотели бы общаться с учителями?
Как можно чаще – 16,2%
Как можно реже – 41,5%
Хотел бы вообще не общаться – 8,1%
Затрудняюсь ответить – 34,2%
Т.е. В целом школа не связана в сознании школьников с местом привлекательным, уютным, удобным, комфортным для себя. Всего 3% опрошенных предпочитают проводить свое свободное время в школе (35% - в семье, 36% - с друзьями). Всего 21,6% считают, что школа помогает проявиться их способностям и талантам.
Ситуация не может не настораживать. Необходимо реформирование, но и сохранение уникальной российской образовательной системы.
Основные тенденции поиска новой образовательной модели:
1. Сохранение структурных качеств единой государственной системы; школы, работавшей с единым учебным планом и по единым учебным программам. Работа над государственными образовательными стандартами: важность проблемы, но главный «минус» – человек не научается делать выбор.
2. «Рыночный» тип образовательной системы.
Т.е. Спектр образовательных услуг для удовлетворения заказчика в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей. Школа типа «супер-маркет». Главная цель – адаптация индивида к условиям наличного социума. Это западная образовательная модель. Она абсолютно вне российских традиций. Российская школа (с XVIII века) – это школа духовного воспитания. Чтобы принять рыночную модель образования, нужно поменять все: от типа хозяйственного механизма до менталитета. А надо ли?
Да, война двух социальных систем закончилась поражением социализма. Значит ли это, что мы должны воспринять и западные ценности? Американский ученый Хантингтон, проведя сравнительный анализ 100 социологических исследований в разных странах мира, заключил, что западные ценности имеют самый низкий статус во всем остальном мире. Кроме того, сегодня в мире нарастают тенденции именно гуманизации образования. «Рыночная» модель – это модель сегодняшняя, но не завтрашняя.
3. Культурологическая модель.
Главная цель – социализация (а не только адаптация!) личности. Т.е. Школа помогает пройти путь человека к человечеству. Школа – посредник в системе «культура-социум». Свобода школы от диктата государства – условие самореализации нации. Насыщение гуманитарными, культурологическими, художественно-эстетическими и аксиологическими дисциплинами. Т.е. Становление гуманитарной парадигмы в российском образовании. Например, «Школа диалога культур» Библера. Наиболее перспективная тенденция. «Минус» - во многих школах пытаются осуществить через простое наращивание гуманитарного знания.
4.Культуротворческая модель.
Исходный принцип такой школы – показать целостность картины мира и человека в нем. Комплекс специальных интегрированных учебных дисциплин, дающих необходимый и достаточный круг знаний, воссоздающий эту целостность. Школа - «тренажер», развивающий потребность и способность личности к творчеству, к свободной ориентации в мире, к созидательной деятельности в нем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.