Т.М. Пономарева
2. При характеристике видов обучения сделайте акцент на этапах деятельности учителя и учащихся, подчеркните достоинства и недостатки каждого вида обучения. Ответ проиллюстрируйте примерами на материале вашего предмета.
Исторически первым видом систематического обучения является догматическое обучение, широко распространившееся в средние века. Для него характерно преподавание на латинском языке, поскольку основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний. Главными видами деятельности учащихся были слушание и механическое заучивание. Отличительной особенностью этого вида обучения был отрыв формы от содержания.
На смену догматическому пришло объяснительно-иллюстративное обучение - вследствие широкого привлечения в учебный процесс наглядности. Его методологической основой является теория сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Основоположником этого вида обучения является Я.А. Коменский. Основная цель этого вида обучения - усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков. Учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его.
При объяснительно-иллюстративном обучении деятельность учителя и учеников организуется следующим образом:
- учитель информирует о новых знаниях; ученик воспринимает информацию, обнаруживает первично понимание;
- учитель организует осмысливание учебной информации; ученик осмысливает, углубляет понимание учебного материала;
- учитель организует обобщение знаний; ученик обобщает усвоенный материал;
- учитель организует закрепление учебного материала; ученик закрепляет изученное путем повторения;
- учитель организует применение знаний и оценивает степень усвоения; ученик применяет изученное в упражнениях, заданиях.
Объяснительно-иллюстративное обучение требует более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспроизводящего. Это пассивно-созерцательное обучение, занимающее и в настоящее время большое место в традиционной школе. Главная задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Объяснительно-иллюстративное обучение экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но оно не является развивающим и в конечном итоге готовит исполнителя, но не творца.
При проблемном виде обучения учитель не только сообщает конечные
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.