Закономерности и принцип процесса обучения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Брызжева Н.В.

Закономерности и принцип процесса обучения

При подготовке к вопросу «Закономерности и принципы процесса обучения» необходимо прежде всего определиться с логикой ответа, выделить ключевые цели, основные положения и определить взаимосвязь между ними. При этом следует пояснить, что выявить сущность процесса обучения и охарактеризовать его развитие, особенности построения помогают прежде всего дидактические закономерности и вытекающие из них принципы обучения.

Раскрывая сущность закономерностей и принципов обучения, обратите внимание на вопросы и пункты плана, содержание которых позволит Вам выстроить логику вашего ответа.

1) Какие закономерности лежат в основе процесса обучения?

2) В чем заключается связь принципов обучения с закономерностями обучения?

3) В чем состоит значение знания принципов обучения для учителя?

4) Какова система принципов обучения и раскрывающих их правил обучения.

5) Какова специфика проявления принципов и правил обучения в работе учителя-предметника (по Вашей специальности).

1) Одной из функций дидактики является познание процесса обучения и установление лежащих в его основе закономерностей.

Закономерностью в философии называется объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие.

Выявить закономерные связи процесса обучения помогает системно-структурный анализ возможных связей, присущих этому процессу, что позволяет установить, какие из них являются существенными, необходимыми, без которых нельзя выявить сущность этого процесса и охарактеризовать его развитие.

Таким образом, закономерности обучения – это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.).

По мнению многих авторов (Ю.К. Бабанского, П.И. Пидкасистого и др.), связи между предметами и явлениями носят внешний и внутренний характер. Поэтому наряду с внешними закономерностями процесса обучения данные авторы выделяют и внутренние.

Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования.

Среди внешних выделяют следующие закономерности:

1) процесс обучения, его цель, задачи, содержание, формы и методы обусловлены социально-экономическими потребностями общества;

2) задачи, содержание, формы и методы процесса обучения зависят не только от потребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс.

(Ю.К. Бабанский)

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, формами, средствами. Иначе говоря – это зависимость между преподавателем, учеником и изучаемым материалом.

По мнению П.И. Пидкасистого, к внутренним закономерностям следует отнести:

1) обучающая деятельность преподавателя преимущественно всегда носит воспитывающий характер;

2) существует зависимость между взаимодействием учителя и ученика к результатам обучения;

3) прочность усвоения учебного материала зависит от системного повторения изученного, взаимосвязи изученного материала с вновь изученным.

Кроме перечисленных выше, к внутренним закономерностям следует отнести следующие связи:

- связи между процессами обучения, образования, воспитания и развитии

Похожие материалы

Информация о работе