Схема ответа на вопрос: Задачи, содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе. Воспитание у них эстетических чувств, вкусов, понятий, идеалов; формирование умений и навыков воплощения прекрасного в жизнь.
Яковлева А.А.
Логика ответа.
1. В чем состоит актуальность эстетического воспитания учащихся в современной школе.
2. Назовите цели эстетического воспитания.
3. Что входит в содержание эстетического воспитания.
4. Как определить основные понятия содержания эстетического воспитания (эстетика, эстетическая категория, категория прекрасного в искусстве и человеческих отношениях, эстетическая культура).
5. Назовите основные формы реализации эстетического воспитания учащихся в учебной деятельности и в системе внеурочной работы.
6. Какие педагогические условия необходимо учитывать при решении задач эстетического воспитания.
7. Определите воспитательные потенциал учебных дисциплин по вашей специальности для эстетического развития учащихся (с учетом межпредметных связей).
8. Какие традиционные и новые формы организации эстетического воспитания используются в современной школе.
9. Определите возможности эстетического оформления учебного учреждения (школьной среды) в решении задач эстетического воспитания учащихся.
10. В чем проявляется взаимодействие эстетического воспитания с другими направлениями воспитательной деятельности.
Содержание ответа.
1. Актуальность, цели и задачи эстетического воспитания.
Формирование всесторонне и гармонично развитой личности невозможно без развития эстетичеких качеств. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность организовывать свою жизнь по законам красоты. Любовь к природе, литературе, театру, музыке, поэзии, живописи и другим видам искусства служит стимулом для всестороннего умственного развития.
Специфика эстетического воспитания предполагает постановку оригинальных целей, среди которых можно выделить:
Обучающие цели – расширение и углубление знаний об отечественной и мировой художественной культуре; стимулирование интереса к искусству и культуре.
Развивающие цели – развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования эстетической культуры.
Воспитывающие цели – формирование художественного вкуса; воспитание культуры поведения.
Основные задачи эстетического воспитания – формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей.
2. Содержание эстетического воспитания.
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
Содержание воспитания в современной школе реализуется через систему отношений, конкретизированных задачами воспитания – умственного, физического, эстетического, нравственного, экологического, гражданского и др.
Содержанием эстетического воспитания является формирование эстетического отношения к жизни: труду, социально-общественной деятельности, природе, искусству, поведению.
3. Основные понятия содержания эстетического воспитания.
В реализации эстетического воспитания необходимо обеспечить педагогические условия овладения теоретическими знаниями. Учащиеся узнают значение основных понятий, среди которых ключевым является определение «эстетика». Несмотря на то, что как самостоятельная отрасль знаний эстетика сложилась лишь в середине 18 века, ее истоки уходят в глубокую древность. Уже на заре цивилизации у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих его явлений и потребность организовывать свою жизнь на основе этих представлений. Эту способность называют эстетическим чувством. Как социальное явление оно развивалось и обогащалось в процессе трудовой деятельности, по мере того, как человек, изменяя природу, менялся и сам.
Одна из основных категорий эстетики – категория прекрасного. Прекрасное – это и сама жизнь в ее наиболее совершенных проявлениях, и природа, и результаты человеческой деятельности, и человеческие отношения.
4. Возможности осуществления эстетического воспитания в современной школе.
Эстетическое воспитание осуществляется в рамках целостного педагогического процесса через формирование системы эстетических отношений, которые проявляются в трех основных формах: рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятельностной.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.