Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный медицинский университет
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»
(ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)
Фармацевтический факультет
Кафедра управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения
Утверждаю
Зав. кафедрой _______________
(подпись)
«___» _______________ 2011 г.
Методические рекомендации преподавателю к практическому занятию по теме:
«Социальная политика государства в рыночной экономике»
Дисциплина: ГСЭ.Ф.11 «Экономика»
По специальности: 060108 «Фармация»
Форма обучения: очная
Разработчики:
Старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения Борисова О.А.
Зав. кафедрой управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения, к.ф.н., доцент Джупарова И.А.
Рассмотрено на заседании кафедры управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения «_29_» ___августа__ 200 _8_ г., протокол №_1_
Актуальность темы. Развитие национальной экономики направлено, в конечном счете, на создание материальной базы для улучшения благосостояния населения. Активная социальная политика государства определяет образ жизни и формирует такие его показатели как уровень и качество жизни человека.
Цель занятия. Сформировать у студентов знания по основным направлениям социальной политики, принципам распределения доходов.
Исходный уровень знаний и умений. Студенты должны знать сущность социальной политики государства, основные показатели социальной политики, индикаторы уровня жизни, социальную защиту населения.
Новая информация и практические навыки, которые необходимо усвоить при самоподготовке и на занятии.
1-й уровень – ЗНАТЬ:
а) основные показатели социальной политики;
б) виды доходов и индикаторы уровня жизни;
в) сущность социального обеспечения и социального страхования.
2-й уровень – ПОНИМАТЬ:
а) механизм распределения доходов и проблему социальной справедливости;
б) построение кривой Лоренца;
в) принципы распределения доходов в обществе;
г) социально-экономические проблемы безработицы.
3-й уровень – УМЕТЬ:
а) строить кривую Лоренца;
б) рассчитывать децильный коэффициент;
в) рассчитывать реальные и номинальные доходы населения.
1. Цели занятия
Знать:
Зн. 19 Основные показатели социальной политики. Индикаторы уровня жизни.
Владеть:
Вл. 6 Методикой построения кривой Лоренца, алгоритмом расчета децильного коэффициента.
2. Узловые моменты теоретического материала по теме
1. Куликов Л. М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2005.- с. 222–233
2. Экономическая теория. Учебник / под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. – М., Юрайт – издат, 2005. – с. 379 – 426.
3. Экономическая теория: Вопросы и ответы, задачи и решения: Учеб. пособие / под ред. доктора экономических наук, профессора В.Я. Иохина – М.: Экономист, 2003. – 558 с.
4. Лекционный материал
3. План проведения занятия
1. Вводное слово преподавателя. Постановка целей и задач занятия. – 2 мин.
2. Ответы преподавателя на вопросы студентов – 5 мин.
3. Разбор теоретического материала по теме по вопросам для самоподготовки (20 мин):
· Основные направления социальной политики государства.
· Доходы населения: структура и показатели.
· Принципы распределения доходов в обществе.
· Кривая Лоренца и индекс Джини. Децильный коэффициент.
· Уровень жизни и его основные черты.
· Дифференциация доходов.
· Экономические и социальные последствия безработицы.
4. Входной контроль по вопросам для контроля и коррекции исходного уровня знаний – 20 мин.
5. Выполнение практической работы (30 мин) решение ситуационных задач и задач на расчет
6. Проверка выполненного задания в практикуме, подписание рабочей тетради (10 мин).
7. Подведение итогов практического занятия, выдача домашнего задания – 3 мин.
4. Виды деятельности студента
5. Оснащение занятия
1. Экономика: практикум / И.А. Джупарова, О.А. Борисова – Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2008. – 143 с.
2. Калькуляторы
6. Наглядный материал
Таблицы и схемы по теме: «Социальная политика государства в рыночной экономике».
Схема 1.
Социальная политика государства. Механизм социальной защиты населения.
7. Входной контроль
1.Дополните ответ:
Виды экономической деятельности, непосредственно связанные с образом жизни людей, потреблением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворением конечных запросов человека и общества относятся к социальной сфере.
2. Дополните ответ:
К отраслям социальной сферы относятся:
а ) наука д) искусство
б) культура е) жилищно-коммунальное хозяйство
в) образование
г) здравоохранение
3. Дополнительный ответ:
На каких уровнях осуществляется социальная политика:
а) государственный б) региональный
в) местный
4. Найдите соответствие:
1. Минимальный уровень потребления 2. Рациональный уровень потребления 3. Потребительская корзина 4. Уровень жизни 5. Номинальный доход 6. Располагаемый доход 7. Реальный доход |
а) доход, который м. б. использован на личное потребление и сбережения б) количество денег полученное в течении определенного периода в) набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления г) уровень потребления материальных благ д) количество товаров и услуг, которое можно купить с учетом уровня цен е) количество и структура потребления наиболее благоприятная для индивида ж) потребительский набор, за которым находится "черта бедности" |
1 – Ж, 2 – Е, 3 – В, 4 – Г, 5 – Б, 6 – А, 7 – Д.
5. Дополните ответ: Источниками денежных доходов являются:
а ) заработная плата д) ссуды
б) доход от собственности е) проценты и дивиденды
в) пенсии, пособия ж) незаконные денежные доходы
г) материальная помощь
6. Дополнительный ответ:
Суть социальной политики заключается в обеспечении условий для роста благосостояния и уровня жизни членов общества, в формировании экономических условий
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.