Методические рекомендации к практическому занятию по теме: «Социальная политика государства в рыночной экономике»

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

(ГОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России)

Фармацевтический факультет

Кафедра управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения

Утверждаю

Зав. кафедрой _______________

(подпись)          

«___» _______________ 2011 г.

Методические рекомендации преподавателю к практическому занятию по теме:

«Социальная политика государства в рыночной экономике»

Дисциплина:  ГСЭ.Ф.11    «Экономика»

По специальности: 060108 «Фармация»

Форма обученияочная

Разработчики:

Старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения Борисова О.А.

Зав. кафедрой управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения, к.ф.н., доцент Джупарова И.А.

Рассмотрено на заседании кафедры управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения «_29_»  ___августа__ 200 _8_ г., протокол №_1_

Актуальность темы. Развитие национальной экономики направлено, в конечном счете, на создание материальной базы для улучшения благосостояния населения. Активная социальная политика государства определяет образ жизни и формирует такие его показатели как уровень и качество жизни человека.

Цель занятия. Сформировать у студентов знания по основным направлениям социальной политики, принципам распределения доходов.

Исходный уровень знаний и умений. Студенты должны знать сущность социальной политики государства, основные показатели социальной политики, индикаторы уровня жизни, социальную защиту населения.

Новая информация и практические навыки, которые необходимо усвоить при самоподготовке и на занятии.

1-й уровень – ЗНАТЬ:

а) основные показатели социальной политики;

б) виды доходов и индикаторы уровня жизни;

в) сущность социального обеспечения и социального страхования.

2-й уровень – ПОНИМАТЬ:

а) механизм распределения доходов и проблему социальной справедливости;

б) построение кривой Лоренца;

в) принципы распределения доходов в обществе;

г) социально-экономические проблемы безработицы.

3-й уровень – УМЕТЬ:

а) строить кривую Лоренца;

б) рассчитывать децильный коэффициент;

в) рассчитывать реальные и номинальные доходы населения.

1. Цели занятия

Знать:

Зн. 19 Основные показатели социальной политики. Индикаторы уровня жизни.

Владеть:

Вл. 6 Методикой построения кривой Лоренца, алгоритмом расчета децильного коэффициента.

2. Узловые моменты теоретического материала по теме

1.  Куликов Л. М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2005.- с. 222–233

2.  Экономическая теория. Учебник / под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. – М., Юрайт – издат, 2005. – с. 379 – 426.

3.  Экономическая теория: Вопросы и ответы, задачи и решения: Учеб. пособие / под ред. доктора экономических наук, профессора В.Я. Иохина – М.: Экономист, 2003. – 558 с.

4.  Лекционный материал

3. План проведения занятия

1.  Вводное слово преподавателя. Постановка целей и задач занятия. – 2 мин.

2.  Ответы преподавателя на вопросы студентов – 5 мин.

3.  Разбор теоретического материала по теме по вопросам для самоподготовки (20 мин):

·  Основные направления социальной политики государства.

·  Доходы населения: структура и показатели.

·  Принципы распределения доходов в обществе.

·  Кривая Лоренца и индекс Джини. Децильный  коэффициент.

·  Уровень жизни и его основные черты.

·  Дифференциация доходов.

·  Экономические и социальные последствия безработицы.

4.  Входной контроль по вопросам для контроля и коррекции исходного уровня знаний – 20 мин.

5.  Выполнение практической работы (30 мин) решение ситуационных задач и задач на расчет

6.  Проверка выполненного задания в практикуме, подписание  рабочей тетради (10 мин).

7.  Подведение итогов практического занятия, выдача домашнего задания – 3 мин.

4. Виды деятельности студента

  1. Отвечает на вопросы;
  2. Решает тесты и задачи;
  3. Изучает индикаторы уровня жизни, показатели социальной политики государства;
  4. Строит кривую Лоренца;
  5. Считает децильный коэффициент.

5. Оснащение занятия

1. Экономика: практикум / И.А. Джупарова, О.А. Борисова – Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2008. – 143 с.

2. Калькуляторы

6. Наглядный материал

Таблицы и схемы по теме: «Социальная политика государства в рыночной экономике».

Схема 1.

Социальная политика государства. Механизм социальной защиты населения.

7. Входной контроль

1.Дополните ответ:

Виды экономической деятельности, непосредственно связанные с образом жизни людей, потреблением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворением конечных запросов человека и общества относятся к социальной сфере.

2.  Дополните ответ:

К отраслям социальной сферы относятся:

а ) наука                                               д) искусство

б) культура                                         е) жилищно-коммунальное хозяйство

в)  образование                                  

г) здравоохранение        

3.  Дополнительный ответ:

На каких уровнях осуществляется социальная политика:

а) государственный б) региональный

в) местный

4.   Найдите соответствие:

1. Минимальный уровень потребления

2. Рациональный уровень потребления

3. Потребительская корзина

4. Уровень жизни

5. Номинальный доход

6. Располагаемый доход

7. Реальный доход

а) доход, который м. б.  использован на личное потребление и сбережения б) количество денег полученное в течении определенного периода в) набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления

г) уровень потребления материальных благ д) количество товаров и услуг, которое можно купить с учетом уровня цен е) количество и структура потребления наиболее благоприятная для индивида ж) потребительский набор, за которым находится "черта бедности"

1 – Ж, 2 – Е, 3 – В, 4 – Г, 5 – Б, 6 – А, 7 – Д.

5. Дополните ответ: Источниками денежных доходов являются:

а ) заработная плата                                           д) ссуды

б) доход от собственности                               е) проценты и дивиденды

в) пенсии, пособия                                            ж) незаконные денежные доходы

г) материальная помощь

6. Дополнительный ответ:

Суть социальной политики заключается в обеспечении условий для роста благосостояния и уровня жизни членов общества, в формировании экономических условий

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Экономика
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
190 Kb
Скачали:
0