Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО НГМУ Минздрав России)
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ФАРМАКОЛОГИИ, КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ
И ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ указания ДЛЯ СТУДЕНТОВ
для самостоятельной подготовки к занятиям по фармакологии на VII семестр
«ФАРМАКОЛОГИЯ» 3.С.1
Направление подготовки __________________060301 ФАРМАЦИЯ_________________________________
(указывается код и наименование направления подготовки)
Профиль подготовки ___________________________________________________________________________
(указывается код и наименование профиля подготовки)
Квалификация (степень)________________________специалист_______________________________________
(бакалавр, магистр, специалист)
Форма обучения ________________________________очная__________________________________________
(очная, очно-заочная, заочная)
Курс __4_
2014-2015 учебный год
Методические указания для студентов составлены с учетом требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 38
Методические указания разработал(и):
Фамилия И.О. |
Должность |
Ученая степень, ученое звание |
Кафедра |
1 |
2 |
3 |
4 |
Позднякова С.В. |
профессор |
д.б.н., доцент |
общей, клинической фармакологии и доказательной медицины НГМУ |
Рецензент(ы)
Фамилия И.О. |
Должность |
Ученая степень, ученое звание |
Кафедра |
1 |
2 |
3 |
4 |
Грек О.Р. |
зав. кафедрой |
д.м.н., профессор |
общей, клинической фармакологии и доказательной медицины НГМУ |
Колпаков А.Р. |
профессор |
д.м.н., профессор |
общей, клинической фармакологии и доказательной медицины НГМУ |
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры фармакологии
Протокол №______ от «___»______________20__ г.
Заведующий кафедрой фармакологии д.м.н., профессор ____________________ Мадонов П.Г.
(подпись)
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании цикловой методической комиссии _______________________________________________________
Протокол №_____ от «___» ________________20__ г.
Председатель ЦМК _____________________________________________ Джупарова И.А.
(подпись)
Методические указания предназначены для студентов по направлению подготовки (специальности) ) 060301 Фармация фармацевтического факультета для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по фармакологии VII семестра по темам, составленным в соответствии с рабочим учебным планом, рабочей программой и государственными стандартами. Методическое указание содержит рекомендации по подготовке к занятию: отмечены основные вопросы, которые студент должен продумать дома, перечислены препараты, выписываемые в форме рецептов, среди них выделены те, которые надо запомнить. Тема «Влияние лекарственных препаратов на результаты лабораторного исследования. Лабораторные критерии эффективности и токсичности лекарственной терапии» разбиралась на протяжении всего курса.
Экзаменационные вопросы, список экзаменационных препаратов, списки основной и дополнительной литературы для подготовки к занятиям указаны в приложении.
Использованные сокращения и условные обозначения
Аэр |
аэрозоль |
НЖВЛ |
ЛС, включенные в «Перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС» |
в/в |
в вену |
лиоф |
лиофилизат |
в/м |
в мышцу |
перор |
пероральный |
ВРД |
высшая разовая доза |
ПД |
поддерживающая доза |
ВСД |
– высшая суточная доза |
п/к |
под кожу |
г/хл |
гидрохлорид |
п/об |
покрытые оболочкой |
д/ин |
для инъекций |
р-р |
раствор |
д/инф |
для инфузий |
р-ль |
растворитель |
д/инг |
для ингаляций |
СМП |
ЛС, включенные в стандарты мед.помощи |
д/лек форма |
для приготовления лек-ой формы |
с/л |
сублингвально |
доз |
дозированный |
т/букк |
трансбукальные |
ЛС |
лекарственное средство |
шпр |
шприц |
Примечание: «Список обязательных препаратов» – выписать рецепты на предлагаемые лекарственные препараты (ЛП), располагая согласно их классификационной принадлежности с указанием (на полях) показаний к применению каждой формы выпуска препарата.
ЛП, выделенные полужирным начертанием – для запоминания их форм выпуска и доз!
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ (РЕЗУЛЬТАТ ЗАНЯТИЯ)
Цель обучения: Изучить фармакологические свойства препаратов
После практического занятия по теме студент должен:
Код компетенции |
….обладать следующими компетенциями: способностью и готовностью к: |
Краткое содержание и структура компетенции. Характеристика обязательного порогового уровня сформированности компетенции у обучаемого по данной дисциплине |
|
Профессиональные компетенции (ПК) |
|||
ПК-43 |
информационной работе среди врачей, провизоров по вопросам применения лекарственных средств (ЛС), принадлежности их к определённой фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим |
Пороговый уровень: |
|
Знать (Зн.): |
|||
Зн. 1. общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики ЛС; Зн. 2. хармакогенетические особенности лекарственной терапии Зн. 3. принадлежность ЛС к определённой фармакотерапевтической группе, Зн. 4. наиболее важные побочные и токсические эффекты, показания и противопоказания к применению; |
Письменное выполнение заданий тестового контроля (приложение 2), Устный опрос по вопросам (приложение 1). |
||
Уметь (Ум.): |
|||
Ум. 1. определять фармакотерапевтические группы ЛС для лечения определенного заболевания и осуществлять выбор наиболее эффективных и безопасных ЛС; Ум. 2. информировать врачей, провизоров и население об основных характеристиках ЛС, принадлежности к определённой фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим |
Работа с наборами препаратов; Рецепты (прил 3). Решение ситуационных задач (прил 4), задач на взаимодействие (прил 5) |
||
ПК-44 |
способностью и готовностью к информационно-консультативной деятельности при отпуске лекарственных средств институциональным и конечным потребителям |
Знать (Зн.): |
|
Зн. 1. фармакодинамику и фармакокинетику лекарственных препаратов, Зн. 2. особенности фармакотерапии у новорожденных и пожилых лиц, беременных женщин; Зн. 3. дозирование препаратов с учетом характера заболевания, хронобиологии и хронофармакологии Зн. 4. порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, правила проведения фармацевтической экспертизы рецептов … от лечебно-профилактических учреждений |
Письменное выполнение заданий тестового контроля (приложение 2), Устный опрос по вопросам (приложение 1). |
||
Уметь (Ум.): |
|||
Ум. 1. объяснять действие лекарственных препаратов, назначаемых специалистами, исходя из этиологии и патогенеза болезней, а также их симптомных и синдромных проявлений; прогнозировать и оценивать нежелательные лекарственные реакции; Ум. 2. объяснять порядок оформления рецептурных бланков осуществлять фармацевтическую экспертизу рецептов; |
Работа с наборами препаратов Рецепты (прил3). Решение ситуационных задач (прил 4), задач на взаимодействие (прил 5) |
||
Владеть (Вл.): |
|||
Вл. 1. техникой осуществлять фармацевтическую экспертизу рецептов Вл. 2. техникой замены одного препарата другим |
|||
ПК-45 |
оказывать консультативную помощь населению по вопросам применения и совместимости лекарственных средств |
Знать (Зн.): |
|
Зн. 1. виды взаимодействия ЛС и виды лекарственной несовместимости; |
|||
Уметь (Ум.): |
|||
Ум. 1. объяснять действие лекарственных препаратов, одновременно назначаемых специалистами. |
Занятие |
Дата |
Тема занятия |
6.3. ЛС, влияющие на функции исполнительных органов |
||
1 |
Тема 35. ЛС, влияющие на функции органов дыхания. |
|
2 |
Тема 35. ЛС, влияющие на функции органов дыхания |
|
3 |
Тема 36. ЛС, влияющие на функции органов пищеварения: Средства, влияющие на аппетит. Рвотные и противорвотные средства. Средства, применяемые при нарушенной функции желез желудка |
|
4 |
Тема 36. ЛС, влияющие на функции органов пищеварения: Гепатотропные средства. Средства, применяемые при нарушении экзокринной функции поджелудочной железы. Средства, применяемые при нарушенной моторной функции кишечника, желчевыводящих путей |
|
5 |
Тема 37. ЛС, влияющие на тонус и сократительную активность миометрия |
|
6.2. ЛС, влияющие на систему крови |
||
6 |
Тема 33. ЛС, влияющие на систему гемостаза (агрегацию тромбоцитов, свертывание крови, фибринолиз) |
|
7 |
Тема 34. ЛС, влияющие на кроветворение (эритропоэз, лейкопоэз). Противоанемические средства |
|
8 |
Заключительное занятие (семинар) по темам № 33-36 раздела «ЛС, влияющие на функции исполнительных органов и систему крови» |
|
Раздел 7. АНТИСЕПТИЧЕСКИЕ, ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИЕ И ХИМИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ЛС |
||
9 |
Тема 38. Антисептические и дезинфицирующие средства. |
|
Химиотерапевтические лекарственные средства |
||
10 |
Тема 39. Антибиотики. |
|
Тема 40. Противосифилитические ЛС. |
||
11 |
Тема. 41. Синтетические противомикробные ЛС. |
|
Тема 42.Противотуберкулезные средства. |
||
12 |
Тема. 43.Противопаразитарные средства (антипротозойные и антигельминтные средства). |
|
13 |
Тема 44 Противогрибковые и противовирусные ЛС |
|
14 |
Тема 45 ЛС, применяемые при злокачественных новообразованиях. |
|
15 |
Заключительное занятие (семинар) по темам раздела «Антисептические, дезинфицирующие и химиотерапевтические ЛС. |
|
Раздел 8. ДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ ПРИ ИХ ПОВТОРНОМ И КОМБИНИРОВАННОМ ПРИМЕНЕНИИ. ОТДАЛЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ ЛС. |
||
16 |
|
Тема 48 Действие лекарственных веществ при их повторном и комбинированном применении. Отдаленные эффекты ЛС. |
Раздел 8. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФАРМАКОТЕРАПИИ ОСТРЫХ ОТРАВЛЕНИЙ |
||
17 |
Тема.51 Основные принципы фармакотерапии острых отравленийфармакологическими средствами и при оказании первой и неотложной помощи |
|
18 |
Тема.52. Инфузионные среды, препараты крови и ее синтетических заменителей |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.